Калининградский транзит: Литва предлагает рассчитываться за транзит через иностранные банки, а Калининградская область призывает наращивать флот на морских линиях
18 августа 2022 г.10:08
commons.wikimedia.org
Операции по расчетам за калининградский грузовой железнодорожный транзит могли бы осуществляться через банки других стран ЕС, которые готовы взять на себя такие риски. Об этом, как сообщает ТАСС, заявил министр коммуникаций и транспорта Литвы Марюс Скуодис. В это время власти Калининградской области призывают в любом случае развивать морские линии, чтобы гарантировать поставки в регион всех необходимых товаров вне зависимости от действий Литвы.
Напомним: после того как в конце июля был возобновлен железнодорожный транзит «санкционных» грузов в Калининградскую область через территорию Литвы, приостановленный с 18-го июня в связи с неясной трактовкой санкций ЕС, для доставки товаров в российский регион возникли новые риски.
Так, литовский «Шяуляй банк», через который проходят расчеты по калининградскому транзиту, объявил, что с 1-го сентября этого года прекращает работу с российскими клиентами. Такое решение коммерческой структуры грозит полной остановкой перевозки грузов через территорию Литвы, вне зависимости от того, попадают товары под какие-то ограничительные меры или нет.
При этом власти Литвы подчеркивают, что не могут оказывать влияния на банк, поскольку он не является государственным, а в Ассоциации банков Литвы предлагают Правительству утвердить определенные государственные гарантии по платежам за калининградский транзит и объявить такие операции государственной необходимостью.
В объединении считают, что таким образом коммерческие структуры Литвы будут защищены от подозрений в нарушении санкций ЕС.
Правда, в Еврокомиссии тем временем отмечают, что прием расчетов за железнодорожный транзит не нарушает режим санкций, и полагают, что у литовских властей достаточно компетенции, чтобы убедить в этом банки страны.
На этой неделе Министерство коммуникаций и транспорта Литвы действительно обратилось с заявлением к банкам, где указывается, что они могли бы в порядке исключения принимать платежи по калининградскому транзиту. Однако это обращение не носит какой-то обязующий характер.
Наоборот, Правительство Литвы не готово объявить подобные операции государственной необходимостью, как того просили в Ассоциации банков. «Государственной функцией является обеспечение условий для законного осуществления транзита, чтобы он соответствовал требованиям ЕС, а расчеты — это предмет коммерческих отношений», — заявил в четверг, 18-го августа, в эфире радиостанции «Жиню радияс» министр коммуникаций и транспорта республики Марюс Скуодис.
В то же время он предположил, что банки других стран ЕС, если они готовы взять на себя такие риски, могут принимать расчеты за калининградский транзит. «Литва является участником единого рынка, поэтому если одно финансовое учреждение не хочет принять на себя риски в отношении какого-то денежного перевода, есть финансовые инстанции и в других странах, которые могут это сделать», — заметил Марюс Скуодис в интервью агентству Бэ-эн-эс тоже в четверг, 18-го августа.
Таким образом, варианты решения возникшей проблемы продолжают обсуждаться. Вместе с тем с 15-го августа «Шяуляй банк» уже прекратил обрабатывать рублевые платежи. Правда, на калининградский транзит это не повлияло: как рассказали в региональном Правительстве, расчеты за данную услугу и так осуществлялись в евро.
Гарантировать поставки — развивать морские линии
В свою очередь, власти Калининградской области сейчас видят первостепенную задачу в том, чтобы развивать морские линии и тем самым гарантировать поставки в регион необходимых товаров вне зависимости от решений Литвы.
Стоит сказать, что с момента приостановки транзита «санкционных» грузов в середине июня количество судов на линии между Калининградской и Ленинградской областями действительно увеличилось более чем в два раза. Если до ограничений на линии «Усть-Луга – Балтийск» работали три парома и один теплоход, то сейчас для доставки товаров в регион используется также линия «порт Бронка – Калининград», а общее число судов выросло до девяти, причем к флоту прибавились сухогрузы и балкеры.
К середине сентября для перевозок в Калининград должны подключиться еще три судна, одно из которых — новый паром «Генерал Черняховский».
«Мы сейчас работаем активно вместе с коллегами из федерального Правительства над тем, чтобы как можно быстрее нарастить наши, скажем так, паромные мощности, но не только паромные, а в целом морские мощности, поскольку грузы можно возить не только паромами, но и сухогрузами, танкерами и другой номенклатурой судов», — рассказал в среду, 17-го августа, в эфире телеканала «Соловьев Live» руководитель пресс-службы Правительства Калининградской области Дмитрий Лысков.
При этом он напомнил, что паромные перевозки в регион будут субсидироваться (государство покроет разницу между стоимостью морской и железнодорожной доставки). Как сообщалось ранее, власти области уже сейчас, еще до того как принят официальный документ по субсидиям, пытаются договориться с операторами морских линий о снижении тарифа.
В то же время в том, чтобы создать собственного морского перевозчика, в регионе пока необходимости не видят.
«На текущий момент на рынке из-за решения Евросоюза о том, что российские суда больше не могут заходить в европейские порты, образовалась огромная, собственно, простаивающая мощность кораблей, которые просто стоят в портах и никуда сейчас не ходят. Они потихоньку сейчас выходят на линии либо «Усть-Луга – порт Балтийска», либо «порт Бронка в Санкт-Петербурге – порт Калининграда» и, соответственно, прекрасно замещают эти мощности», — заметил Дмитрий Лысков, подчеркнув, что создание отдельной новой компании в такой ситуации было бы избыточным.
«Мы бы, конечно, в идеале хотели бы, чтобы все вернулось на круги своя, и мы спокойно продолжили бы заниматься развитием экономики, строительством новых заводов, предприятий, туризмом и прочим. Но в текущих условиях мы вынуждены заботиться об интересах более миллиона граждан РФ, которые проживают на территории Калининградской области», — объяснил в эфире телеканала «Соловьев Live» Дмитрий Лысков.
«Поэтому мы, не дожидаясь, чем закончится эпопея с литовским железнодорожным транзитом, … перебрасываем те самые «санкционные грузы» уже точно на море, ну и все остальные, скорее всего тоже», — добавил он.
«Мы хотим застраховать себя от возможного, скажем так, волюнтаризма со стороны литовских властей», — подчеркнул также руководитель пресс-службы Правительства Калининградской области.
Кроме того, в эфире телеканала «Соловьев Live» он высказал недоумение по поводу других новелл с литовской стороны, в том числе касательно сопровождениея поездов, следующих в Калининград, литовскими вертолетами, в то время как эти поезда обслуживают бригады литовских железнодорожников.
Вместе с тем стоит отметить, что на данный момент действующих судовых мощностей не хватает для доставки всех грузов в регион морским путем. По крайней мере, в начале августа сообщалось, что места на паромах были на 100% забронированы на полтора месяц вперед — до середины сентября.
В целом, как прежде уточнял губернатор Калининградской области Антон Алиханов, для полного обеспечения потребностей региона в доставке товаров на морских линиях должно работать не менее 22 судов.