Железнодорожный транзит санкционных грузов через Литву возобновлен: первый поезд прибыл в Калининград
27 июля 2022 г.09:35
Пресс-служба Правительства Калининградской области
Железнодорожные перевозки санкционных грузов в Калининградскую область через территорию Литвы возобновлены, сообщает ТАСС. Во вторник, 26-го июля, в Калининград прибыл первый после снятия ограничений состав с цементом.
«Это действительно первый состав, который пришел к нам после решения ЕС по санкциям. Это снимет определенную напряженность, которая была на рынке стройматериалов», — отметил губернатор Калининградской области Антон Алиханов.
Он подчеркнул, что прибытие первого состава является «достаточно большим успехом». По словам главы региона, поезд доставил «достаточно большой объем», что практически составляет 80% от того, что ранее поставлялось в регион железной дорогой.
В целом, как сообщил руководитель пресс-службы Правительства Калининградской области Дмитрий Лысков, до конца августа «Евроцемент» планирует отправить в регион еще как минимум тысячу вагонов, или 70 тыс. тонн цемента.
«Мы надеемся, что эту проблему (со стройматериалами – прим.) решим», — заверил Антон Алиханов.
Напомним: транзит грузов (как железнодорожный, так и автомобильный) между Калининградской областью и основной частью России по территории Литвы был ограничен с 18-го июня этого года. Были прекращены перевозки продукции, которая прежде попала под санкции ЕС как та, чей оборот между Россией и странами Евросоюза запрещен.
Таким образом, как минимум для 30% грузов от прежнего потока между Калининградской областью и другими регионами России единственным способом доставки осталось море. В перечень таких товаров, в частности, попали и стройматериалы.
Однако 13-го июля Еврокомиссия опубликовала разъяснения по транзиту санкционных грузов, из которых следует, что перевозки по железной дороге в Калининградскую область могут быть возобновлены, но при условии контроля со стороны Литвы, а также при условии, что объемы этого транзита не превысят средние значения за последние три года.
То есть, по сути, на железнодорожный транзит санкционных грузов в Калининград ввели квотирование. По мнению Антона Алиханова, это ограничивает поставки необходимой продукции в регион.
«Вторым странным ограничением является так называемое квотирование. Я уже приводил пример, когда у нас есть материалы, которые мы раньше покупали исключительно по импорту из тех же стран Евросоюза, которые сейчас мы хотим ввести и покупаем из РФ, но их нет в статистике, мы раньше их не покупали, их не было в транзите», — отметил он.
В качестве примера глава Калининградской области привел закупки гипсовых материалов, которые на протяжении последних трех лет выполнялись в Европе, но после введения санкций такие товары планируют уже покупать в других субъектах России. «В соответствии с этим решением мы не можем их привезти даже железной дорогой, потому что они (Еврокомиссия – прим.) ограничили квоту. При этом европейцы говорят, что сделали это для того, чтобы мы не обходили санкции», — указал Антон Алиханов.
При этом, кроме того, остается ограниченным автомобильный транзит грузов в регион: перевозки санкционных товаров грузовыми автомобилями по-прежнему запрещены.
По словам, главы Калининградской области, из-за этого финансовые потери понесли тысячи жителей региона.
Как пояснил Антон Алиханов, в регионе был большой рынок автомобильных перевозок. «Наши ребята работали и в Европе, и в регионе, с остальной территорией РФ, но в основном в Европе, это были транзитные перевозки. Поэтому, к сожалению, они сейчас серьезно страдают с начала европейских санкций как от невозможности работать нашим операторам на рынке Европы, так и от того, что единственным заработком для многих был транзит между основной территорией РФ и Калининградской областью», — добавил губернатор.
Он подчеркнул, что власти России и региона будут добиваться полной отмены ограничений. «Я считаю, что необходимо дальше продолжать давить на Европейскую комиссию, на наших соседей для того, чтобы ограничения были сняты», — заявил Антон Алиханов.