К активной фазе строительства железной дороги между Ираном и Азербайджаном рассчитывают приступить до конца года
5 сентября 2025 г.14:10

pxhere.com
Активная фаза строительства железнодорожной линии «Решт-Астара» между Ираном и Азербайджаном может начаться до конца года, но все зависит от иранской стороны. Об этом, как отмечает ТАСС, журналистам сообщил министр транспорта РФ Андрей Никитин. На данный момент по проекту уже идут изыскательские работы. Участок соединит между собой две страны и тем самым обеспечит беспрерывное железнодорожное сообщение по западной ветке международного транспортного коридора «Север-Юг», что ускорит доставку грузов к иранским портам из европейской части России.
«Сейчас [все зависит] с иранской стороны. Они в силах это сделать. Как у них пойдет уже на уровне государства, я не могу прогнозировать. В любом случае, мы уже ведем предпроектные работы на тех участках, которые они уже отдают, коллеги уже начали работать», — прокомментировал Андрей Никитин реализацию проекта по строительству железнодорожного участка «Решт-Астара».
При этом он подчеркнул, что вопрос выкупа земли полностью еще не решен, но процедура уже запущена. По словам министра, иранская сторона уже начала предоставлять первые участки.
«Второй вопрос — это принятие закона с их стороны, освобождение проекта от налогов и социальных выплат. И третий вопрос — это решение всех вопросов, связанных с межбанковской историей. По всем трем проектам мы работаем, коллеги подтверждают свою заинтересованность в этом, но двигаются как бы где-то быстрее, где-то медленнее», — добавил глава российского ведомства.
Напомним: железнодорожный участок «Решт-Астара» должен стать ключевой частью западной ветки транспортного коридора «Север-Юг», поскольку он соединит между собой Иран и Азербайджан и тем самым обеспечит беспрерывное железнодорожное сообщение на маршруте.
Сейчас из-за отсутствия полноценной железной дороги грузы между Россией и Ираном транзитом через Азербайджаном перевозятся главным образом автомобильным транспортом, что ограничивает возможности для наращивания грузового потока.
При использовании железной дороги грузы могут доезжать таким образом только до границы Азербайджана с Ираном, где их все равно приходится переваливать на автомобильный транспорт. Это увеличивает сроки и стоимость доставки товаров, а также из-за необходимости перегрузки несет риски для их сохранности.
Соглашение о совместном строительстве железнодорожного участка «Решт-Астара» Россия и Иран подписали еще в мае 2023-го года. В рамках проекта предусматривается прокладка 162 км железнодорожных путей, создание восьми новых станций, возведение 56 эстакад, 73 мостов и 30 путепроводов.
Ожидается, что в результате пропускная способность западного маршрута увеличится до 15 млн. тонн грузов в год, в то время как по итогам 2024-го года всего по трем веткам транспортного коридора «Север-Юг» было перевезено 20 млн. тонн.
Поскольку Россия сейчас действительно заинтересована в развитии этого транспортного коридора (он обеспечивает ей дополнительный выход к морю и открывает доступ на рынки стран Ближнего Востока и Африки), она будет непосредственно принимать участие в реализации проекта «Решт-Астара».
Так, в частности, в декабре прошлого года российской стороной была открыта кредитная линия на 1,3 млрд. долларов на финансирование работ (в целом их стоимость оценивается в 1,6 млрд. евро), а недавно министр транспорта РФ заявил, что и строить железнодорожный участок будут российские специалисты.
Старт изыскательским работам на объекте дали в мае этого года. По графику, железную дорогу «Решт-Астара» должны сдать к началу 2028-го года.