Россия профинансирует строительство железной дороги между Ираном и Азербайджаном
17 мая 2023 г.14:49
Официальный сайт Кремля kremlin.ru
В среду, 17-го мая, в Тегеране прошла церемония подписания межправительственного российско-иранского соглашения, которое предусматривает финансирование строительства железной дороги между Ираном и Азербайджаном «Решт-Астара», сообщает ТАСС. Эта железнодорожная ветка должна стать частью международного транспортного коридора «Север-Юг», который после введения санкций ЕС активно используется Россией для доставки необходимых грузов в страну.
В соответствии с документом, который подписали министр транспорта РФ Виталий Савельев и министр дорог и городского развития Ирана Мехрдад Базрпаш, Россия и Иран будут совместно финансировать проектирование и строительство участка «Решт-Астара», а также поставки товаров и услуг для реализации этого проекта.
В целом, протяженность железнодорожной линии «Решт-Астара» составит около 170 км. В марте первый заместитель главы «РЖД» Сергей Павлов отмечал, что ориентировочная стоимость строительства дороги оценивается в 1,6 млрд. долларов.
Как уточнил после церемонии подписания соглашения присутствовавший на ней вице-премьер РФ Александр Новак, на реализацию проекта будет выделен межгосударственный кредит в размере 1,3 млрд. евро, российская доля в нем составит 85%.
При этом предполагается, что Россия будет участвовать в строительстве не только иранского участка дороги, но и азербайджанского — от иранского города Астара до одноименного азербайджанского города.
В целом, железнодорожная ветка «Решт-Астара» должна соединить сухопутные участки международного транспортного коридора «Север-Юг» и тем самым повысить экономическую эффективность транскаспийского маршрута. Стороны рассчитывают, что строительство дороги может занять около четырех лет, однако при этом не исключают сокращение срока работ.
Вместо Суэцкого канала
«Уникальная транспортная артерия «Север-Юг», частью которой станет железная дорога «Решт-Астара», поможет существенно диверсифицировать глобальные транспортные потоки», — подчеркнул Владимир Путин, который также присутствовал на церемонии в режиме видеосвязи.
По его словам, благодаря новому коридору срок доставки грузов между Санкт-Петербургом и Мумбаи, например, сократится до 10 суток, в то время как традиционные маршруты занимают порядка 30-45 суток. «Налицо существенная экономия по срокам и затратам», — отметил глава российского государства.
Он добавил, что новая магистраль также может быть задействована для перевозок продовольствия в страны Персидского залива и Африки, что внесет свой вклад в обеспечение глобальной продовольственной безопасности.
Владимир Путин напомнил, что решение о совместной российско-иранской работе над проектом «Решт-Астара» было принято в ходе переговоров на высшем уровне в Тегеране в июле прошлого года. «Казалось бы, это небольшой участок [железной дороги], но ее ввод в строй позволит наладить прямое и беспрерывное, или, по-другому еще специалисты говорят, бесшовное железнодорожное сообщение по всей протяженности маршрута «Север-Юг»», — уточнил президент РФ.
Таким образом, в итоге, будут связаны между собой «российские порты на Балтике и северных морях с иранскими портами на побережье Персидского залива и Индийского океана».
Сквозной маршрут
Тот факт, что проект строительства железнодорожного участка «Решт-Астара» очень важен для России, Ирана, стран вокруг Персидского залива, Индии и Пакистана, в своем выступлении подчеркнул и вице-премьер Александр Новак.
«Это участок, которого не хватает, чтобы замкнуть полностью ж/д сообщение по территории России, Азербайджана и Ирана: от Усть-Луги, Санкт-Петербурга, до Персидского залива, до Бендер-Аббаса. Как только этот проект будет реализован, у нас будет сквозной маршрут реализации поставок продукции как транзитом в Европу, так и поставки из России в Персидский залив. Это огромный рынок», — пояснил заместитель главы российского Правительства.
В результате, по его словам, к 2030-му году объем только транзитных грузов по железнодорожному маршруту коридора «Север-Юг» вырастет как минимум в три раза.
«Мы договорились о том, что у нас общий объем грузооборота после реализации этого проекта только железной дорогой составит не менее 15 млн. тонн в год, при этом это касается только транзитных грузов. В дальнейшем мы будем расширять соответствующие мощности, и этот проект может стать альтернативой Суэцкому каналу», — отметил Александр Новак, уточнив, что в прошлом году объем грузооборота между странами составил около 5 млн. тонн, в том числе с учетом автомобильного транспорта.
В ожидании Азербайджана
Владимир Путин также рассказал, что на данный момент готовится трехстороннее соглашение между Москвой, Баку и Тегераном о сотрудничестве в развитии железнодорожной инфраструктуры и грузовых перевозок по маршруту «Север-Юг».
«Взаимодействие в контексте создания данного коридора, о котором мы сегодня говорим, ведется в тесном партнерстве с Азербайджаном. И мы рассчитываем на скорейшее завершение подготовки в трехстороннем формате, с участием азербайджанской стороны, соглашения о сотрудничестве по развитию железнодорожной инфраструктуры и грузовых перевозок по маршруту «Север-Юг»», — отметил президент РФ.
Таким образом, продолжил он, будет сформирована необходимая правовая база для дальнейшей успешной координации трех стран.
При этом Владимир Путин подчеркнул, что реализация проекта «Решт-Астара» станет лишь началом работы по планомерному увеличению пропускной способности железнодорожных маршрутов транспортного коридора «Север-Юг».
Транспортный коридор «Север-Юг»
Напомним: соглашение о развитии международного транспортного коридора «Север-Юг» было подписано между Россией, Ираном и Индией еще в 2000-м году. Однако плотно к реализации проекта подключились в прошлом году, после того как с введением санкций ЕС российская логистика была вынуждена переориентироваться на другие маршруты для доставки необходимых грузов в страну.
Транспортный коридор «Север-Юг», по сути, имеет три ветки: восточную — через Казахстан и Туркменистан, западную — через Азербайджан и Транскаспийскую, которая как раз таки проходит через иранские порты.
По ожиданиям Министерства транспорта РФ, по итогам 2023-го года грузооборот по этому коридору должен увеличиться почти на 80% по сравнению с 2022-м годом, составив 11,3 млн. тонн.