Железнодорожную линию, которая соединит Иран и Азербайджан, будут строить российские специалисты

2 сентября 2025 г.10:09

Железную дорогу в Иране будут строить российские специалисты

pxhere.com

Железнодорожный участок «Решт-Астара» в Иране будут строить российские компании. Об этом, как отмечает ТАСС, в эфире телеканала «Россия-1» заявил министр транспорта РФ Андрей Никитин. Этот железнодорожный участок соединит между собой Иран и Азербайджан и тем самым обеспечит беспрерывное железнодорожное сообщение на западной ветке транспортного коридора «Север-Юг». В результате, для регионов в европейской части России откроется более быстрый выход к иранским портам, а также к странам Ближнего Востока.

«Конечно, для нас важно вот это соединение в Иране построить, «Решт-Астара» так называемый, железнодорожный маршрут. Коллегам надо окончательно определить трассировку, нужно начать работать, собственно говоря, по выкупу земельных участков», — отметил Андрей Никитин, подчеркнув, что строить этот участок будут российские компании.

Напомним: железнодорожный участок «Решт-Астара» должен стать важной частью международного транспортного коридора «Север-Юг», который обеспечивает выход на страны Ближнего Востока и Южной Азии, в том числе кратчайший маршрут в Индию.

Сам транспортный коридор имеет три альтернативные ветки, при этом полноценное железнодорожное сообщение развито только на восточном направлении (через Казахстан и Туркменистан).

На западной ветке, которая проходит через Иран и Азербайджан, из-за отсутствия участка «Решт-Астара» железнодорожные перевозки можно использовать только в комбинации с автомобильным транспортом. Так, до границы Азербайджана с Ираном грузы еще могут доезжать по железной дороге, после чего их приходится перегружать на автомобильный транспорт и таким образом доставлять до конечной точки, что, естественно, увеличивает сроки и стоимость транспортировки.

Соглашение о строительстве участка «Решт-Астара» Россия и Иран подписали еще в мае 2023-го года. Документ предусматривает не только выполнение совместных работ по реализации проекта, но и его финансирование российской стороной.

В декабре прошлого года Россия открыла специальную кредитную линию на 1,3 млрд. долларов (общая стоимость проекта оценивается в 1,6 млрд. долларов), а в мае этого года был дан старт изыскательским работам на объекте.

По графику, железнодорожный участок «Решт-Астара» общей протяженностью около 160 км должны открыть для движения к 2028-му году. Он сможет пропускать до 15 млн. тонн грузов в год.

Чтобы «раскатать» маршрут уже сейчас и обеспечить его необходимой грузовой базой, «РЖД» еще до ввода участка «Решт-Астара» будут гарантированно предоставлять Азербайджану для транспортировки по железной дороге не менее 5 млн. тонн грузов в год, а Азербайджан на вырученные от транзита средства должен будет модернизировать свою железнодорожную инфраструктуру.