Россия и Иран дали старт изыскательским работам по строительству железной дороги, соединяющей Иран и Азербайджан
16 мая 2025 г.14:50

pxhere.com
Россия и Иран дали старт изыскательским работам по строительству железнодорожного участка «Решт-Астара», сообщили в Министерстве транспорта РФ. Этот участок соединит между собой Иран и Азербайджан и обеспечит беспрерывное железнодорожное сообщение по западной ветке международного транспортного коридора «Север-Юг». Сейчас на этой ветке используется преимущественно автомобильный транспорт, что не позволяет нарастить объемы грузовых потоков. По железной дороге грузы можно доставлять через Казахстан и Туркменистан, однако такой маршрут оборачивается дополнительным увеличением пути для центральных и северо-западных регионов России.
«Министр транспорта Российской Федерации Роман Старовойт и министр дорог и градостроительства Исламской Республики Иран Фарзане Садег в режиме видеоконференции дали старт изыскательским работам по строительству железнодорожной линии «Решт-Астара» на территории Ирана», — говорится в сообщении Министерства транспорта РФ.
Напомним: соглашение о совместном строительстве железнодорожной линии «Решт-Астара» Россия и Иран подписали еще в мае 2023-го года. Предполагается, что Россия в том числе примет участие в финансировании проекта.
Так, в частности, в декабре прошлого года сообщалось, что РФ открыла специальную кредитную линию. Сумму этой линии тогда не уточняли, однако ранее предусматривалось, что из общей стоимости проекта в 1,6 млрд. долларов Россия выделит межгосударственный кредит в размере 1,3 млрд. долларов.
В целом, в ходе работ специалистам необходимо проложить 162 км железнодорожных путей, возвести 56 эстакад, 73 моста, 30 путепроводов и обустроить восемь новых станций.
Ожидается, что, в результате, железнодорожный участок «Решт-Астара» смогут открыть для движения в начале 2028-го года.
Он станет важной частью международного транспортного коридора «Север-Юг», который сейчас является одним из приоритетных для России, поскольку он обеспечит беспрерывное железнодорожное сообщение на западной ветке логистического маршрута.
На самом деле на данный момент грузы между Россией и Ираном и так можно везти железнодорожным транспортом, однако в этом случае путь проходит через территорию Казахстана и Туркменистана, что дает крюк для тех грузоотправителей и грузополучателей, которые находятся в центральных, северо-западных и южных регионах страны.
Кроме того, наличие беспрерывного железнодорожного сообщения на западной ветке позволит в принципе значительно нарастить грузовой поток на транспортном коридоре «Север-Юг».
Если всего по итогам 2024-го года по транспортному коридору «Север-Юг» было перевезено около 20 млн. тонн грузов (в том числе 9,5 млн. тонн по западной ветке), то только один участок «Решт-Астара» сможет пропускать до 15 млн. тонн грузов в год.
При этом уже сейчас предусмотрены шаги для «раскатки» западного железнодорожного маршрута и расширения провозных мощностей действующей железной дороги.
В конце прошлого года Россия и Азербайджан разработали проект соглашения, в соответствии с которым Россия будет предоставлять Азербайджану гарантированный объем грузов для перевозки по железной дороге, а Азербайджан на вырученные от перевозки средства проведет работы по модернизации своей железнодорожной инфраструктуры.
Таким образом, благодаря реализации соглашения к моменту запуска участка «Решт-Астара» западный маршрут транспортного коридора «Север-Юг» уже будет обеспечен необходимой грузовой базой.