А в это время уже дизельное топливо пробивает исторический максимум на бирже: законопроект о корректировке демпфера по бензину прошел через последнее чтение
16 июня 2021 г.15:18
Государственная Дума РФ
В среду, 16-го июня, депутаты Государственной Думы в третьем, окончательном, чтении приняли законопроект, корректирующий формулу демпфирующего механизма, что, как считается, должно предотвратить резкий рост цен на топливо. По бензину обновленный демпфер должен уже был заработать с 1-го мая, а по дизельному топливу — только со следующего года. При этом стоимость последнего на бирже тоже добралась к историческому максимуму.
Если вкратце, то корректировка формулы демпфера должна увеличить компенсации нефтяным компаниям в случае высоких цен на нефть (как это происходит сейчас) или сократить их затраты тогда, когда цены на нефть снова пойдут вниз (как это случилось в прошлом году). Ведь, напомним, механизм работает так, что в первом варианте нефтяники получают компенсации из бюджета, а во втором — сами платят в бюджет.
Увеличение доходов компаний или сокращение их затрат станет возможным благодаря изменению внутренней условной цены, от которой, в принципе, и отсчитывается сумма выплат. Это значение, кстати, никак не зависит от рынка: оно устанавливается на законодательном уровне и до недавнего времени индексировалось раз в год на 5%.
Теперь же внутреннюю условную цену по бензину задним числом (демпфер должен заработать с 1-го мая) снизят на 4 тыс. рублей — с 56,3 тыс. до 52,3 тыс. рублей за тонну, в следующем году ее поднимут до 55,2 тыс. рублей за тонну, а с 2023-го года будут ежегодно индексировать на 3%.
Однако по дизельному топливу новая формула демпфирующего механизма начнет применяться только с 2022-го года: с 1-го января условную внутреннюю цену по дизелю тоже увеличат не на 5%, а на 3% и такими же темпами она будет расти и в последующие годы.
А цены растут
Напомним: изначально Правительство, несмотря на рост цен на бензин на бирже еще с декабря прошлого года, не соглашалось на корректировку демпфирующего механизма. В принципе, решение изменилось после того, как биржевая стоимость бензина начала пробивать исторический максимум.
Это, в свою очередь, происходило на фоне подорожания нефти на мировом рынке и усиления экспорта со стороны нефтяных компаний, желающих компенсировать свои убытки за 2020-й год, когда, во-первых, цены на нефть были низкими, во-вторых, из-за коронавирусных ограничений сократилось потребление топлива и др. нефтепродуктов, а в-третьих, они не получали выплат по демпфирующему механизму, а наоборот, сами платили в бюджет (с марта по декабрь прошлого года — 356 млрд. рублей суммарно).
Таким образом, рост биржевых цен был выгоден нефтяным компаниям и в какой-то мере даже был их рычагом давления на Правительство. Поскольку рано или поздно он, даже при условии сдерживания, отразился бы на розничных ценах.
И тут стоит сказать, что действительно АЗС до сих пор приходится работать с минимальной или вообще с отрицательной доходностью. Как следствие, сейчас, несмотря на принятые меры по корректировке демпфера и уверения, что розничные цены не опередят инфляцию, их рост за первую неделю июня все-таки в 1,5 раза ее превысил.
Однако что-то подобное на данный момент происходит уже и с биржевыми ценами на дизельное топливо, демпфер по которому в этом году решили не корректировать. В том смысле, что с начала мая дизельное топливо на бирже подорожало на 5% и тоже достигло своего исторического максимума.
Среди факторов роста называют как увеличение цен на мировом рынке и повышенный спрос в связи с полевыми работами, так и массовый ремонт на нефтеперерабатывающих заводах.
По словам главы «Петромаркета» Ивана Хомутова, средняя чистая маржа торговли дизельным топливом на АЗС по состоянию на 11-е июня уже опустилась до нуля, а далее и вовсе станет отрицательной. Если ситуация не изменится, то, по его мнению, вопрос корректировки демпфирующего механизма по дизелю может подняться в конце этого месяца или в начале следующего.
Нефтяники видят корректировку демпфера иначе
При этом нефтяные компании не совсем довольны тем, как был решен вопрос с изменением формулы демпфирующего механизма. Например, ранее они высказывались за то, чтобы теснее приблизить его к динамике рынка.
Так, в «Роснефти» предлагали привязать внутреннюю условную цену к текущей биржевой цене, а в «Газпром нефти» — ежегодно индексировать ее значение не на постоянную величину, а на уровень роста розничных цен.
«В этом (скорректированном – прим.) демпфере еще есть элементы, которые делают его недостаточно гибким. Наше мнение — что должно быть меньше жестких элементов, а больше гибкости. Ситуация на рынке может развиваться по-разному. Абсолютно не означает, что цена в рознице должна расти в год на определенный заданный процент», — отметил недавно в комментариях ТАСС генеральный директор «Газпром нефти» Александр Дюков.