Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу до конца 2021 года

А для возмещения расходов бюджета увеличат налог на добычу нефти: министерства финансов и энергетики согласовали новые параметры демпфера

21 апреля 2021 г.11:40

Согласованы новые параметры демпфера

flickr.com

Министерство финансов и Министерство энергетики согласовали скорректированные параметры демпфирующего механизма, сообщили во вторник, 20-го апреля, в пресс-службе финансового ведомства. Изменение формулы должно увеличить компенсационные выплаты нефтяникам и предотвратить резкий рост цен на топливо. Корректировка демпфера, однако, приведет к дополнительным расходам бюджета, для их частичного возмещения, опять-таки, поднимут налоговую нагрузку на нефтяников.

Напомним: решение о корректировке демпфирующего механизма, несмотря на неоднократные прошлогодние просьбы нефтяных компаний, было принято только в начале марта этого года после того, как биржевая цена на бензин АИ-92, которая росла еще с декабря 2020-го года, пробила исторический максимум.

Это произошло в том числе потому, что в течение года, начиная с прошлогоднего марта, нефтяники не получали компенсационные выплаты по демпферу, а наоборот, сами платили в бюджет.

Демпфер работает так, что нефтяные компании могут рассчитывать на компенсации при высоких ценах на нефть, при низких — они доплачивают в бюджет.

При этом весь прошлый год из-за коронавирусных ограничений и, как следствие, существенного снижения потребления топлива (и авиационного керосина главным образом) доходы нефтяников в принципе сократились. Поэтому когда в конце года нефть начала дорожать, они для компенсации своих расходов усилили поставки нефти и нефтепродуктов на экспорт, в то время как производство топлива из-за ситуации с эпидемией и без того было снижено.

Вместе с тем рост розничных цен на бензин значительно отставал от роста оптовых, однако только по той простой причине, что нефтяники взяли на себя обязательство сдерживать повышение цен на заправках в пределах инфляции. Для независимых же АЗС, у которых нет тыла в виде добычи, переработки нефти и пр., это означало работу на грани доходности: в какой-то момент цены в опте оказались выше цен в рознице.

Для сравнения: к марту оптовая цена на АИ-92 с начала года увеличилась более чем на 12%. Розничные цены на бензин, несмотря на то что в последние недели они стали расти быстрее, к настоящему моменту с начала года повысились «только» на 3,8%.

Сейчас рост оптовых цен уже остановился, однако стоимость АИ-92 на бирже уменьшилась почти на 2% лишь после того, как Правительство согласилось скорректировать формулу демпфера и тем самым увеличить выплаты нефтяникам.

Что скорректировали в демпфере?

Один из основных параметров в формуле демпфирующего механизма — условная внутренняя цена: ее значение отнимается от экспортной цены, после чего разница умножается на компенсационный коэффициент и объем переработанного бензина — и таким образом выходит сумма выплат нефтяникам.

При этом условная внутренняя цена устанавливается на законодательном уровне и никак не зависит от конъюнктуры рынка и каждый год должна стабильно индексироваться на 5%. Нефтяники главным образом просили скорректировать темпы ее изменения, привязав их к темпам роста розничных цен или к инфляции.

По итогам прошлого года, розничные цены на АИ-92 увеличились только на 2,1%, на АИ-95 — на 2,4%.

Вместе с тем представленная Министерством финансов корректировка демпфера, хотя и предусматривает снижение внутренней условной цены, однако все равно оставляет ее значение оторванным от динамики рынка.

Так, с 1-го мая и до конца этого года внутренняя условная цена на бензин снизится на 4 тыс. рублей за тонну по сравнению с действующей ставкой — с 56,3 тыс. до 52,3 тыс. рублей, что, кстати, даже ниже, чем в прошлом году.

На весь следующий год (с 1-го января по 31-е декабря 2022-го года) значение внутренней условной цены будет на 2,7 тыс. рублей меньше того, что сейчас установлено в Налоговом кодексе.

Сейчас там на 2022-й год определена ставка в размере 59 тыс. рублей. То есть: в обновленном виде она снизится до 56,3 тыс. рублей на тонну — как раз вернется к нынешнему значению.

А начиная с 1-го января 2023-го года внутренняя условная цена будет ежегодно индексироваться на 3%.

Вместе с тем корректировать в этом году будут только формулу для расчета компенсаций по бензину. Для дизельного топлива механизм изменится со следующего года: с 1-го января 2022-го года условную внутреннюю цену тоже будут индексировать не на 5%, а на 3%.

По подсчетам Министерства финансов, корректировка демпфера в период с 2021-го по 2023-й год приведет к дополнительным расходам бюджета в 350 млрд. рублей.

Как будут возмещать расходы бюджета?

Как и в прошлый раз (а до этого формулу демпфирующего механизма корректировали в 2019-м году), для компенсации бюджетных расходов увеличат налоговую нагрузку на нефтяные компании. А именно: поднимут налог на добычу нефти (НДПИ).

«В соответствии с достигнутыми договоренностями, примерно половина расходов бюджета будет компенсирована за счет увеличения НДПИ на нефть (изменение величины Нбуг в формуле расчета НДПИ)», — говорится в сообщении Министерства финансов.

Правда, в ведомстве уверяют, что это не приведет к ухудшению экономического положения компаний. «Величина компенсации корректировки демпфера отраслью не превысит 1,4% от прогнозной EBITDA за период 2021-2023 годов по пяти крупнейшим вертикально-интегрированным нефтяным компаниям», — подчеркивают в министерстве.

Когда заработает скорректированный демпфер?

Для того чтобы утвердить новую формулу, необходимо еще провести изменения через парламент, поскольку параметры демпфирующего механизма устанавливаются на законодательном уровне — в Налоговом кодексе.

Соответствующий законопроект, как рассказали в Министерстве финансов, уже подготовлен и внесен на рассмотрение Правительства, после чего он поступит на рассмотрение Государственной Думы, а затем — Совета Федерации.

В идеале, его должны утвердить к 1-му мая, поскольку именно с 1-го мая обещали рассчитывать компенсации по новым параметрам, однако вряд ли законопроект успеют одобрить за две недели.

Правда, в ведомстве еще раньше объясняли, что, даже если законопроект будет принят позже, он будет работать задним числом — с 1-го мая.