Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на 2 квартал 2021 года

После того как согласились скорректировать демпфер: биржевая цена на бензин АИ-92 снизилась почти на 2%

24 марта 2021 г.11:37

Биржевая цена на бензин АИ-92 снизилась почти на 2%

kremlin.ru

После принятого Правительством решения скорректировать демпфирующий механизм в пользу нефтяных компаний цена автомобильного бензина марки «Регуляр-92» (АИ-92) на бирже пошла вниз. Как сообщает ТАСС со ссылкой на данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), по итогам торгов во вторник, 23-го марта, цена АИ-92 составила 53,93 тыс. рублей за тонну, что на 1,9% ниже ценового уровня на 10-е марта.

Биржевая цена на бензин растет с конца 2020-го года вместе с повышением мировых цен на нефть. Так, с начала декабря прошлого года территориальный индекс биржевой цены бензина марки АИ-92 прибавил 18,6%, с начала этого года — 8,5%, индекс биржевой цены на АИ-95 увеличился на 18,8% и на 9,1% соответственно.

При этом во время торгов 12-го марта цена на АИ-92 установила рекорд, пробив максимум отличившегося топливным кризисом 2018-го года.

В свою очередь, розничные цены на бензин росли значительно меньшими темпами — порядка 2,5% с начала года. Таким образом, заправки, которые вынуждены сдерживать цены в пределах инфляции, по бензину работают с отрицательной для себя доходностью.

По данным генерального директора исследовательской группы «Петромаркет» Ивана Хомутова, совокупная маржа реализации АИ-92 в мелкооптовом и розничном каналах перед выходными составляла минус 1 230 рублей за тонну.

Чтобы не допустить ухудшения ситуации на розничном рынке, Правительство согласилось скорректировать формулу демпфирующего механизма. В обновленном виде он должен заработать с 1-го мая этого года, однако уже сейчас биржа отозвалась на принятое решение. Так, со второй декады марта территориальный индекс биржевой цены бензина АИ-92 опустился на 1,9%, а соответствующий показатель для бензина АИ-95 — на 1%.

Правда, стоит отметить, сейчас снижаются и мировые цены на нефть и, как следствие, экспортные цены на топливо.

Кому нужно корректировать демпфер?

Напомним: демпфирующий механизм был разработан после топливного кризиса 2018-го года, чтобы не допустить его повторения. При высоких ценах на нефть он предусматривает компенсационные выплаты нефтяникам, которые поставляют топливо на внутренний рынок и таким образом частично отказываются от экспорта. В ответ компании должны сдерживать розничные цены на топливо.

Однако при низких ценах на нефть, чем и отличился прошлый год, вместо компенсаций нефтяники сами платят в бюджет. За десять месяцев 2020-го года они суммарно уплатили порядка 400 млрд. рублей.

При этом компании неоднократно просили скорректировать формулу демпфирующего механизма с тем, чтобы уменьшить их убытки, однако Правительство эту инициативу не поддерживало, отложив сразу изменение демпфера лишь на 2024-й год.

В январе в Правительстве утверждали, что ситуация и так выровняется в течение одного-двух месяцев, и только после того, как в марте рынок не стабилизировался, пошли навстречу нефтяникам.

«Нынешняя ситуация на самом деле предельно простая: нефтяные компании хотели продавить Правительство на изменение демпферов, то есть искусственное снижение продаж, чтобы цена на бирже резко выросла и, соответственно, чтобы Правительство засуетилось и изменило все так, как это выгодно нефтяным компаниям», — отметил в комментариях «Коммерсанту» генеральный директор независимого агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов.

По предварительным расчетам, изменение формулы демпфера в 2021-м году даст нефтяным компаниям дополнительно 40 млрд. рублей, а в 2022-м году — 90 млрд. рублей.