Влияние средств радиоэлектронной борьбы на работу системы «Платон» подтвердилось только в 11% случаев
10 марта 2025 г.16:22

platon.ru
За последнее время Ространснадзор получил более 9 тыс. жалоб на работу системы «Платон», однако только чуть больше половины из них были направлены оператору для уточнения информации, а влияние средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) вообще было подтверждено только в 11% случаев, следует из сообщения в официальном телеграм-канале Министерства транспорта РФ. Таким образом можно сказать, что из всего потока обращений на некорректную работу системы «Платон» перевозчикам аннулировали лишь 11% штрафов. Правда, представители рынка отмечают, что таких ошибочных штрафов должно быть больше, но, во-первых, их не так-то и просто обжаловать, а во-вторых, многие из-за громоздкости процедуры обжалования в принципе от нее отказываются.
Напомним: еще с осени прошлого года перевозчики начали массово жаловаться на некорректную работу системы «Платон», в результате которой им приходят штрафы за якобы неоплаченный проезд по федеральным трассам, хотя установленное в транспортном средстве бортовое устройство в исправности и баланс лицевого счета является положительным.
Позже в Министерстве транспорта признали, что проблема действительно присутствует, и объяснили ее влиянием средств радиоэлектронной борьбы, которые препятствуют обмену сигналами между «рамкой» на федеральной трассе и бортовым устройством в машине. В итоге, «рамка» и устройство друг друга не видят, из-за чего с лицевого счета не списываются средства и проезд считается неоплаченным.
Тогда в ведомстве подчеркнули, что подобные штрафы можно обжаловать и что в связи с большим потоком обращений в Ространснадзоре увеличат штат сотрудников, которые отвечают за процесс обжалования.
Правда, сам этот процесс осложнен определенными условиями. Так, во-первых, обжаловать можно только каждый штраф в отдельности — штрафы одним списком не принимаются. А во-вторых, чтобы признать влияние РЭБ, необходимо зафиксировать регулярное продолжительное (а не пару минут в день) воздействие.
Иными словами, если «рамка» «сбоила» всего несколько раз, то штрафы с нее могут и не отменить.
Впрочем, на данный момент 32 «рамки» все-таки признаны «особорежимными». Они отключены от системы, а штрафы, начисленные по ним за период после 20-го декабря 2024-го года, будут автоматически аннулированы.
Однако, как следует из сообщения Министерства транспорта РФ, основной массив жалоб-обращений на систему «Платон» остается неподтвержденным. То есть: большинство штрафов по итогам рассмотрения признаются правомерными.
Так, в частности, за последнее время Ространснадзор получил 9 413 жалоб на работу системы «Платон», из которых 5 454 были направлены для уточнения информации в РТИТС («РТ-Инвест Транспортные Системы» — оператор «Платона»), а влияние средств радиоэлектронной борьбы подтвердилось только в 1 077 случаях, говорится в сообщении ведомства.
Вместе с тем стоит отметить, что подобный уровень неправомерных штрафов все равно является внушительным, особенно если учесть, что сейчас на рассмотрении Государственной Думы находится законопроект, который в четыре раза ужесточает санкции за неоплаченный проезд в рамках системы «Платон» — с 5 тыс. до 20 тыс. рублей.
Правда, пока он прошел только через первое чтение, а недавно Торгово-промышленная палата России предложила его отложить.