Как можно исключить неправомерное взимание штрафов по «Платону»?

3 марта 2025 г.18:13

Как можно исключить неправомерное взимание штрафов по «Платону»?

platon.ru

В Министерстве транспорта РФ продолжают обсуждать проблему неправомерного взимания штрафов по системе «Платон». Как уже установлено, некоторые «рамки» из-за применения средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) не могут распознать бортовое устройство, в результате чего с лицевого счета перевозчика (даже при наличии положительного баланса) не списывается плата за проезд и он, как следствие, получает штраф. Для решения проблемы часть «рамок» уже перевели в особый режим. Это значит, что полученные с них штрафы сами собой будут аннулированы. Одновременно у перевозчика в принципе есть право обжаловать любое постановление. Однако поскольку подобные постановления крупные компании могут получать десятками в день, а обжаловать можно только каждый конкретный штраф в отдельности, этот процесс отнимает довольно много времени и сил. Тем более что и сайт Ространснадзора, куда отправляются жалобы, уже не выдерживает потока обращений, отмечают представители рынка. Каким же в такой ситуации могло бы быть эффективное решение по исключению неправомерных штрафов по «Платону»?

Вообще, громко заявлять о проблеме перевозчики начали где-то осенью прошлого года, однако в телеграм-канале Министерства транспорта РФ они подчеркивают, что сталкивались с подобным и в предыдущие (начиная с 2022-го) годы, вот только тогда в ведомстве ситуацию якобы не признавали.

В принципе, сложности в работе «рамок», смонтированных вдоль федеральных дорог для фиксации проезда по системе «Платон», действительно могли отмечаться и раньше, поскольку вызваны они влиянием средств радиоэлектронной борьбы.

Из-за такого влияния «рамка» не может распознать сигнал, идущий от установленного в грузовике бортового устройства, а потому с лицевого счета перевозчика, несмотря на положительный баланс, не списывается плата за проезд и перевозчик получает штраф (пока еще в размере 5 тыс. рублей).

Хотя через первое чтение в Государственной Думе уже прошел законопроект, который увеличивает штрафы в 4 раза — до 20 тыс. рублей.

А так как по маршруту транспортного средства может встретиться не одна такая «подпорченная» «рамка» (особенно если перевозка выполняется на территории южных регионов России или регионов, граничащих с Украиной), то только за один рейс перевозчику может «прилететь» сразу несколько «писем счастья» с неправомерными штрафами.

Ранее в Министерстве транспорта РФ уже напомнили, что перевозчик в любом случае имеет право обжаловать вынесенное ему постановление. Однако, поскольку обжаловать постановления об административной ответственности одним списком нельзя (необходимо обжаловать каждый штраф в отдельности), а за перевозчиком могут числиться десятки таких постановлений, подобный процесс отнимает много времени и сил.

Плюс, еще и заметно нагружает сайт Ространснадзора, который не выдерживает столь значительного потока обращений. По крайней мере, накануне перевозчики как раз сетовали на то, что сайт ведомства буквально «лег» на два дня.

При этом стоит отметить, что часть постановлений Ространснадзор будет отменять самостоятельно, без дополнительных просьб перевозчиков. Речь идет о штрафах, полученных с 32 «рамок», влияние на которых РЭБ уже подтверждено и которые сейчас «переведены в особый режим» (как можно полагать, это значит, что они отключены от системы). По ним аннулируют постановления, выписанные после 20-го декабря 2024-го года.

Вот только в компании, которая является оператором «Платона», информацию по локации «особорежимных» «рамок» не озвучивают (якобы из-за вопросов национальной безопасности), а потому перевозчики, не владея данными, вынуждены писать обжалования и по этим «рамкам», что не уменьшает потока обращений.

Ситуация же с другими «рамками» остается нерешенной: для того чтобы признать влияние РЭБ, необходимо зафиксировать регулярное продолжительное (не пару минут в день) воздействие. Иными словами, если «рамка» «сбоила» «всего» несколько раз, то «особорежимной» ее вряд ли признают. И штрафы, выписанные по ее данным, тоже не отменят.

По информации Министерства транспорта РФ, из 5 228 жалоб на работу системы «Платон» пока накопленным итогом было отменено 482 постановления, в то время как 747 жалоб не получили подтверждение и были признаны правомерными.

При этом у перевозчиков есть свои предложения по решению проблемы: ввести, например, возможность постоплаты. Если при проезде через «рамки» с лицевого счета перевозчика не списалась оплата, можно не назначать сразу же штраф, а направлять в личный кабинет уведомление о том, что плата за проезд не была списана и что в течение определенного времени ее можно внести самостоятельно, отмечают представители рынка.

По их мнению, такой механизм мог бы эффективно решить проблему неправомерных штрафов и в целом стать большей гарантией оплаты проезда по системе «Платон».

Есть, кстати, информация, что этот механизм действительно рассматривался на совещании в Министерстве транспорта РФ. При наличии неоплаченных участков перевозчику якобы будут присылать сообщение с просьбой согласовать достроенный маршрут и на основе этого маршрута выставлять счет за проезд по федеральным трассам.

Однако пока нельзя точно сказать, будет ли такой порядок принят на практике...