Государственная Дума одобрила в первом чтении четырехкратное повышение штрафов по системе «Платон»

12 февраля 2025 г.17:00

Повышение штрафов по «Платону» одобрено в первом чтении

platon.ru

Государственная Дума одобрила в первом чтении законопроект, который предлагает увеличить штрафы за неоплаченный проезд грузовиков в рамках системы «Платон» в четыре раза — с 5 тыс. до 20 тыс. рублей. Инициатива была подготовлена Министерством транспорта РФ и внесена на рассмотрение парламента Правительством, а это значит, что вероятность ее окончательного принятия довольно высока. При этом представители отрасли подчеркивают, что, прежде чем ужесточать санкции, необходимо исправить ошибки в функционировании самой системы. Так, например, сейчас перевозчики массово получают необоснованные штрафы, которые, в принципе, можно обжаловать, но это требует трудовых и временных затрат.

Напомним: законопроект о четырехкратном повышении штрафов в рамках системы «Платон» внесли на рассмотрение Государственной Думы в декабре прошлого года.

В пояснительной записке авторы инициативы (а это — Министерство транспорта РФ) отмечают, что действующие санкции в размере 5 тыс. рублей (а при повторном нарушении — 10 тыс. рублей) никак не предотвращают нарушения, поскольку на протяженных маршрутах перевозчикам выгоднее уплатить штраф (тем более что это можно сделать со скидкой), чем, собственно, оплачивать сам проезд.

В подтверждение этих слов в документе приводятся данные по статистике зафиксированных правонарушений: за последние два-три года число случаев невнесения платы в рамках системы «Платон» увеличилось на 47%.

Именно в связи с этим, чтобы обеспечить внесение платы за проезд грузовых автомобилей по федеральным трассам и тем самым создать равные условия конкуренции на рынке, штрафы и предлагают увеличить сразу в 4 раза, до 20 тыс. рублей. При этом от санкций за повторное нарушение планируют отказаться.

То есть: согласно законопроекту, штраф будет одинаковым как при первой, так и повторной фиксации отсутствия платы за проезд — 20 тыс. рублей.

Однако представители отрасли подчеркивают, что, прежде чем ужесточать санкции, необходимо исправить ошибки в функционировании системы. Так, например, в последнее время участились случаи необоснованного привлечения перевозчиков к административной ответственности.

Причем в Министерстве транспорта эту проблему признают, поясняя, что она проявляется в некоторых регионах России и связана с работой системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ), из-за чего «рамки» не распознают установленное в машине бортовое устройство и, в результате, с лицевого счета не списываются средства за проезд.

В ведомстве говорят, что такие штрафы можно обжаловать, но перевозчики указывают, что это требует трудовых и временных затрат.

Стоит также добавить, что к 1-му февраля 2028-го года в тарифе «Платон» хотят избавиться от понижающего коэффициента, а к концу этого года должны принять решение о распространении системы еще и на дороги регионального значения. Это в целом значительно увеличит затраты на автомобильную доставку товаров по территории России.