В Китай — через Иран: неделя новых связей и логистических направлений. Иногда, казалось бы, и не совсем логичных...

28 апреля 2025 г.09:00

Итоги транспортно-логистической недели

snl.no

Пока Россия ищет выход на «дружественные» рынки африканских стран и развивает новые маршруты в условиях ограниченной пропускной способности Восточного полигона железных дорог, страны Центральной Азии тоже продолжают активничать. Казахстан «вписывается» в строительство железной дороги в Афганистане. Узбекистан через Турцию налаживает связи с Американским континентом. А Туркменистан предлагает себя всем транспортным коридорам сразу.

В Китай — через Иран

Казалось бы, маршрут не совсем логичный (особенно когда у России есть прямой сухопутный выход на КНР) и дает большой крюк, однако именно его намерена предложить своим клиентам «РЖД-Логистика».

В компании уверены, что новый сервис будет востребован у клиентов, которые сейчас ищут альтернативные возможности для транспортной связи с Китаем в условиях, пока Транссиб и БАМ не расширены под логистические потребности.

В рамках сервиса грузы по железной дороге через Казахстан и Туркменистан (восточная ветка транспортного коридора «Север-Юг») будут доезжать до иранского порта Бендер-Аббас и там перегружаться на морские суда и следовать в основные порты Китая.

Сколько времени займет такой маршрут (особенно с учетом перевалки в порту), в компании пока не уточняют, однако отмечают, что тестовые перевозки по нему уже состоялись. В марте таким образом в Китай были доставлены три полносоставных контейнерных поезда с калийными удобрениями из Беларуси.

В Россию — через Индонезию

Fesco выполнила первый судозаход в индонезийский порт Джакарта и теперь в течение ближайших трех месяцев рассчитывает включить его в свое регулярное расписание.

Судозаход осуществлен в рамках постоянного линейного сервиса Fesco Intra Asia Service (FIAS). Этот сервис, правда, связывает между собой Хошимин (Вьетнам), Порт-Кланг (Малайзия), Пасир Гуданг (Малайзия) и Бангкок (Таиланд) и вообще не предусматривает заходов в российские порты, однако через порт в Хошимине он может сообщаться с другими регулярными морскими линиями компании, которые обеспечивают доставку товаров в Санкт-Петербург и Владивосток.

Таким образом, включение в регулярное расписание индонезийского порта Джакарта даст российским клиентам дополнительные возможности для выхода на рынок этой страны и в целом расширит географию экспортно-импортных поставок.

В Африку — через Алжир

На прошедшей неделе состоялась целая российская бизнес-миссия в Алжир. В рамках этой миссии, кстати, Торгово-промышленные палаты двух стран подписали соглашение о сотрудничестве. Договоренности, которые в том числе предусматривают обмен информацией о правилах ведения бизнеса в каждом из государств, естественно, укрепят экономические связи.

А вот с точки зрения конкретно логистики Алжир интересен России как узловой транспортный хаб, обеспечивающий выход на другие страны континента.

Алжир, который не против притока новых инвестиций и развития своей инфраструктуры, конечно же, готов взять на себя такую роль.

Ну, или через Оман. Тоже в Африку...

Россия и Оман подписали Меморандум о взаимопонимании в области транспорта и транзита. Основное внимание документ уделяет расширению международного транспортного коридора «Север-Юг».

Включение Омана в логистический маршрут даст России, во-первых, выход на страны Аравийского полуострова, а во-вторых, на африканский континент.

Таким образом, Оман может стать своего рода «перевалочной базой», куда грузы из России будут доставляться через иранские порты и где товары из стран Африки и Ближнего Востока будут консолидироваться для отправки в РФ.

В Мировой океан — через Архангельск

В Архангельске, который является одним из основных портов в створе Северного морского пути (а этот транспортный коридор сейчас является наиболее безопасным с точки зрения санкционных ограничений других стран), планируют построить новую глубоководную морскую гавань.

Она сможет принимать грузовые суда дедвейтом до 75 тыс. тонн и осадкой до 14,5 метров и обрабатывать до 31,4 млн. тонн грузов в год.

Проект, правда, сумеют реализовать только где-то к 2032-му году. Однако, если это произойдет, новый порт обеспечит России круглогодичный выход в Мировой океан в обход акваторий т.н. «недружественных» стран.

То есть и к этому времени планируют продолжать делить страны на «дружественные» и «недружественные»?

В Индийский океан — через Афганистан

Казахстан и Афганистан договорились о сотрудничестве при строительстве железнодорожного участка «Тургунди-Герат».

Этот участок должен стать частью протяженной железнодорожной магистрали «Тургунди – Герат – Кандагар – Спин-Болдак», которая пройдет по территории Афганистана от границы с Туркменистаном до границы с Пакистаном.

Таким образом, Казахстан, который тоже с другой стороны граничит с Туркменистаном, получит прямой выход к пакистанским портам, а значит — к Мировому океану.

Впрочем, и России, которая в условиях санкций ищет альтернативные маршруты к морю, этот проект должен быть интересен. Правда, она, кажется, собирается развивать его через Узбекистан.

В Америку — через Турцию

Что касается Узбекистана, то он, не имеющий выхода к морю, тоже активно ищет логистические маршруты к побережью. И, помимо пакистанских портов, рассматривает для себя развитие транспортных коридоров с Турцией, предлагая себя также связной «точкой» между странами Центральной Азии и Америки.

Так, в частности, Узбекистан и Турция договорились развивать сразу несколько транспортных коридоров, в том числе маршрут «Узбекистан-Туркменистан-Иран-Турция» для связи Азии и Европы в обход России и маршрут «Страны Американского континента – Турция – Кавказ – Центральная Азия».

Кроме того, Узбекистан намерен использовать логистическую инфраструктуру Турции для консолидации грузов и дальнейшей их отправки в страну блок-поездами.

Через Туркменистан — куда угодно

Туркменистан же в это время активно продвигает свою логистическую роль соседям.

Узбекистану он предлагает создать приграничный логистический хаб, а Казахстану — совместную транспортно-логистическую компанию.

Впрочем, Туркменистану действительно есть что развивать. Через территорию этой страны проходит и транспортный коридор «Север-Юг», приоритетный в условиях логистических ограничений для России, и альтернативная ветка Транскаспийского маршрута, используемого для доставки товаров между Азией и Европой в обход России.

Центральная Азия сейчас, стоит сказать, в принципе обнаружила свою ключевую логистическую роль и активно взялась за ее воплощение...