Специалисты России и Узбекистана приступили к реализации проекта по строительству Трансафганской железнодорожной магистрали
8 апреля 2025 г.10:55

pxhere.com
Представители России и Узбекистана подписали ряд документов, которые свидетельствуют об официальном старте работ по реализации проекта Трансафганской железнодорожной магистрали, следует из сообщения Министерства транспорта РФ. В течение 2025-го года специалисты рассчитывают подготовить технико-экономическое обоснование проекта, после чего уже можно будет приступить к непосредственному строительству железной дороги, которая обеспечит кратчайший выход на пакистанские порты, а также на Индию.
Напомним: еще в апреле прошлого года Беларусь, Россия, Казахстан, Узбекистан, Афганистан и Пакистан договорились о создании нового транспортного коридора, который пройдет через территорию этих шести стран.
Через пакистанские порты он даст альтернативный доступ к мировому океану, в том числе для России и Беларуси, которые находятся под санкционными ограничениями, а впоследствии, при изменении геополитической обстановки, может стать одним из основных логистических маршрутов, соединяющих страны Европы и Юго-Восточной Азии.
Важной частью нового транспортного коридора «Беларусь-Россия-Казахстан-Узбекистан-Афганистан-Пакистан» считается Трансафганская железнодорожная магистраль, в отсутствие которой по маршруту нельзя перевозить значительные объемы грузов.
О совместной реализации такого проекта представители шести стран договорились тогда же, в апреле прошлого года. Причем тогда сообщалось, что Россия, заинтересованная в дополнительной связи с новыми рынками и т.н. «дружественными» странами, намерена непосредственно участвовать в строительстве железной дороги — от подготовки технико-экономического обоснования проекта до его финансирования.
Сейчас же представители России (Министерство транспорта РФ и ОАО «РЖД») и представители Узбекистана (Министерство транспорта Узбекистана и АО «Узбекистон темир йуллари») как раз таки подписали комплект документов, запускающих работы по проекту.
Так, в частности, в течение 2025-го года российские и узбекские специалисты рассчитывают подготовить несколько разделов технико-экономического обоснования проекта Трансафганской железной дороги, в том числе в части определения прогноза объемов грузопотоков и экономической эффективности, по двум возможным маршрутам — «Мазари-Шариф – Герат – Диларам – Кандагар – Чаман» и «Термез – Наибабад – Логар – Харлачи».
К работе также привлекут специалистов из других стран, участвующих в создании нового транспортного коридора, а первая сессия его обсуждения пройдет в рамках форума «Россия – Исламский мир» в Казани 15-16 мая 2025-го года.
При этом более точные сроки строительных работ и запуска магистрали пока, естественно, не называются.
Ожидается, что железная дорога протяженностью около 570 км сможет пропускать до 20 млн. тонн грузов в год. На ее прокладку потребуется как минимум пять лет и порядка 4,6 млрд. долларов (по подсчетам узбекских специалистов) или не менее 8,2 млрд. доллларов (по оценкам их пакистанских коллег).