Казахстан примет участие в строительстве железной дороги в Афганистане, которая пройдет от границы с Туркменистаном до границы с Пакистаном

25 апреля 2025 г.10:43

Казахстан примет участие в строительстве железной дороги в Афганистане

Пресс-служба Правительства Республики Казахстан

Власти Казахстана и Афганистана подписали протокол о намерениях, касающийся реализации проекта по строительству железной дороги на участке «Тургунди-Герат», сообщили в пресс-службе Правительства Казахстана. Этот участок, который возьмет начало от границы Афганистана с Туркменистаном, впоследствии пройдет к границе с Пакистаном и станет частью транснационального транспортного коридора, обеспечивающего странам Центральной Азии выход к Мировому океану через пакистанские порты. В создании этого маршрута заинтересованы также Россия и Беларусь, которые ранее вошли в число стран-участниц, развивающих новый логистический путь.

«В рамках визита казахстанской делегации во главе с вице-премьером, министром национальной экономики Сериком Жумангариным в Афганистан между Министерством торговли и интеграции Казахстана и Министерством общественных работ Афганистана подписан протокол о намерениях, закрепляющий заинтересованность в участии в строительстве железной дороги «Тургунди – Герат – Кандагар – Спин-Болдак»», — говорится в сообщении пресс-службы.

Эта дорога пройдет через территорию Афганистана — от границы с Туркменистаном до границы с Пакистаном.

Как можно понять из пояснений на сайте Правительства Казахстана, на первом этапе реализации проекта предусматривается строительство железнодорожного участка «Тургунди-Герат» и транспортно-логистического центра в Герате.

Поскольку этот участок возьмет начало от границы Афганистана с Туркменистаном, предполагается также создание совместного предприятия между железными дорогами Казахстана, Афганистана и Туркменистана.

При этом стоит отметить, что превращение Герата в логистический хаб имеет ключевое значение еще и потому, что одновременно через Афганистан планируют проложить железную дорогу, идущую от границы с Узбекистаном. Один из ее возможных маршрутов тоже проходит через Герат («Мазари-Шариф – Герат – Диларам – Кандагар – Чаман»).

Таким образом, создание транспортно-логистического центра в Герате позволит накапливать грузовые потоки из пакистанских портов и распределять их либо в направлении Туркменистана, либо в направлении Узбекистана. Точно так же в Герате может происходить перевалка грузов, отправляемых на экспорт из стран Центральной Азии через пакистанские порты.

Как уточнили в пресс-службе Правительства Казахстана, вместе со строительством железнодорожной линии предусматривается прокладка вдоль магистрали оптоволоконного кабеля, что обеспечит развитие цифровой инфраструктуры вдоль транспортного коридора, улучшит связь и безопасность движения поездов, в том числе их управление, откроет возможности для будущего подключения населенных пунктов к высокоскоростному интернету.

«Новая железнодорожная линия станет ключевым звеном будущего транснационального коридора, проходящего через территорию Афганистана и обеспечивающего кратчайший маршрут для грузоперевозок в южном направлении», — подчеркнули в пресс-службе.

Напомним: в апреле прошлого года Беларусь, Россия, Казахстан, Узбекистан, Афганистан и Пакистан подписали протокол о создании нового международного транспортного коридора, который пройдет через территорию этих шести стран.

Он обеспечит доступ к Мировому океану не только странам Центральной Азии, которые не имеют выхода к морю, но и России и Беларуси, находящихся в условиях санкционных ограничений, из-за которых Беларусь потеряла привычный для себя выход к морю через Литву и Латвию, а Россия ищет логистические варианты, не зависящие от мер т.н. «недружественных» государств.

В рамках этого протокола предполагалось также строительство Трансафганской магистрали — железной дороги через Афганистан от границы с Узбекистаном до границы с Пакистаном.

Недавно сообщалось, что Россия и Узбекистан уже приступили к реализации этого проекта. В проработке находятся два возможных маршрута: первый («Мазари-Шариф – Герат – Диларам – Кандагар – Чаман»), как уже отмечалось, выйдет от границы с Узбекистаном к Герату и тем самым вольется в железнодорожную ветку от границы с Туркменистаном, а второй («Термез – Наибабад – Логар – Харлачи») пройдет восточнее — к Кабулу, а оттуда к границе с Пакистаном.