Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на 1 квартал 2020 года

Транспортным налогом не ограничиваться: для неэкологичных грузовиков предлагают также увеличить тариф «Платона»

26 февраля 2020 г.20:02

Для неэкологичных грузовиков предлагают увеличить тариф «Платона»

platon.ru

Вслед за Министерством промышленности и торговли, которое предлагает увеличить транспортный налог для автомобилей, не соответствующих экологическому классу Евро-4, с такой же инициативой выступила Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Однако она пошла дальше, «посоветовав» Правительству поднять для неэкологичных грузовиков еще и тариф в системе «Платон». Как сообщает издание «Коммерсантъ», свои предложения по выводу старых автомобилей из оборота Ассоциация уже направила вице-премьеру Юрию Борисову.

В АЕБ ссылаются на опыт европейских стран, где размер дорожных сборов зависит не только от массы грузовика, но и от его экологического класса, и отмечают, что аналогичную систему необходимо вводить и в России.

Тем более что Россия, напоминают в Ассоциации, в сентябре прошлого года ратифицировала Парижское соглашение по климату, взяв на себя тем самым обязательства по снижению выбросов СО2. В то время как в стране только из грузовых автомобилей 82,3% не дотягивают до Евро-4.

Повышенный тариф в системе «Платон» для большегрузов низкого экологического класса (Евро-3 и ниже), считают в АЕБ, должен подтолкнуть перевозчиков к обновлению своего парка и отказу от машин с «грязным» выхлопом.

Стоит отметить, что обновление грузового автопарка в России идет довольно медленно. Его средний возраст почти достигает 20 лет, а в год к рынку, который насчитывает около 3,8 млн. грузовиков массой от 3,5 тонн, не прибавляется и 100 тыс. транспортных средств.

Так, в прошлом году было реализовано 80,7 тыс. грузовых автомобилей, что, кстати, меньше, чем в 2018-м году. Таким образом, продажи грузовиков не только не растут, а наоборот, сокращаются.

В то же время в АЕБ поддерживают и предложение Министерства промышленности и торговли увеличить с 2021-го года транспортный налог на автомобили Евро-3 и ниже. В Ассоциации также считают, что начинать нужно с коммерческой техники, хотя указывают, что сразу повышенные ставки необходимо применять к средне- и крупнотоннажным грузовикам (свыше 6 тонн), а только затем к грузовикам меньшей массы и легковым автомобилям.

Для того чтобы не вызвать недовольство бизнеса, поднимать транспортный налог, кроме того, советуют не одновременно на всей территории России, а в отдельных регионах, постепенно масштабируя новую систему. Какие именно регионы могут стать «счастливчиками», правда, не уточняется.

Однако в любом случае, если предложения Ассоциации будут услышаны, в некоторых регионах владельцы грузовых автомобилей массой от 12 тонн (юридические лица и ИП) получат одновременно нагрузку и от увеличенного транспортного налога, и от дифференцированного тарифа в системе «Платон».

Напомним: нынешнее обращение Ассоциации европейского бизнеса не первая инициатива, касающаяся системы «Платон». Ранее АЕБ предлагала обнулить тариф для грузовиков, работающих на газомоторном топливе, но Министерство транспорта, опасающееся, что из-за этого снизятся доходы оператора системы, недополучение которых придется компенсировать из бюджета, ее не поддержало.

Еще одним «стимулом» для обновления автопарка, по мнению АЕБ, должно стать более активное введение экологических зон, из-за чего грузовики, не дотягивающие, например, до Евро-4, просто не смогут заехать в крупные города.

У регионов действительно есть такое право — самостоятельно ограничивать проезд транспортных средств, в том числе по экологическому классу, однако пока они этим правом особенно не пользуются.

Если же они начнут массово очерчивать экологические зоны, то возникнет еще одна проблема. С 1-го июля 2021-го года в такую зону не смогут въехать не только автомобили, чей экологический класс ниже того, что указан на знаке, но и те, чей экологический класс, в принципе, не известен. В то время как в России, где экологический класс в базе ГИБДД начали прописывать только после 2010-го года, для более чем половины машин он не определен.

Вместе с тем АЕБ предлагает подталкивать перевозчиков к отказу от старых грузовиков не только запретительными и налогоувеличивающими мерами, но и государственными субсидиями на покупку новых автомобилей.

С 2015-го до 2020-го года в России действовала государственная программа льготного лизинга: можно было приобрести грузовой автомобиль в лизинг, внеся при этом авансовый платеж, уменьшенный на 10% от стоимости техники. Эти 10% лизингодателю компенсировались из федерального бюджета.

Однако сумма государственной поддержки ограничивалась лимитом, а в прошлом году этот лимит, направленный на льготный лизинг и льготное автокредитование, сократили сразу в 3 раза — с 30,4 млрд. до 10,4 млрд. рублей. И только после того, как к июню он уже исчерпался, на субсидии выделили еще 10,4 млрд. рублей.

С 2020-го года программу льготного лизинга планируют продолжать, но из-за того что новые условия все еще не согласованы, ее запустят только где-то во втором квартале. (По новым условиям лизинговые компании, для того чтобы получить субсидию, должны пройти конкурсный отбор (чем больше обязательств, тем выше шанс), а размер субсидии будет зависеть от количества переданной в лизинг техники.)

«А кто же в таком случае возместит потери нам? — отмечают, в свою очередь, перевозчики в социальных сетях. — Потому что при повышении транспортного налога на неэкологичные автомобили и пр. мерах у нас даже не получится продать кому-нибудь старые машины».