Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на 3 квартал 2020 года

Ассоциация европейского бизнеса просит поддержать освобождение газомоторных грузовиков от «Платона»

10 декабря 2019 г.14:12

АЕБ просит обнулить тариф в «Платоне» для газовых грузовиков

platon.ru

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) обратилась с письмом к вице-премьеру Дмитрию Козаку с просьбой посодействовать тому, чтобы грузовые автомобили массой от 12 тонн, работающие на газомоторном топливе, были освобождены от платы в системе «Платон». В письме указывается, что сейчас это решение не принимается, в частности, из-за того, что его не поддерживает Министерство транспорта.

Напомним: в октябре этого года Российское газовое общество (РГО) направило в Правительство подготовленный законопроект, который предоставляет газомоторным большегрузам право бесплатного проезда по федеральным трассам в рамках системы «Платон». Однако в Министерстве транспорта выступают против введения такой льготы.

Как предполагают в Ассоциации, в ведомстве опасаются, что из-за «нулевого тарифа» для газомоторной техники снизятся доходы оператора системы, которые придется компенсировать из бюджета, а для этого, в свою очередь, искать источники, откуда эти дополнительные средства можно было бы взять.

Вместе с тем сумма выпадающих доходов, по подсчетам АЕБ, не так уж велика — не более 300 млн. рублей в год. Это, как указывается в письме, «не превышает размера ежегодного кассового неисполнения бюджета Федерального дорожного фонда».

По итогам 2018-го года, в систему «Платон» было перечислено 23 млрд. рублей.

В настоящее время количество грузовых автомобилей, работающих на газомоторном топливе, действительно не велико: по данным Scania, всего 0,2% от всего зарегистрированного парка, или порядка 8-8,5 тыс. транспортных средств. Предоставление льготы для них на фоне того, что в самой системе значится 1,25 млн. машин, не должно обернуться существенными потерями для «Платона». Однако только при условии, если парк не будет расти.

Суть же льготы как раз таки в том, чтобы дать перевозчикам стимул для покупки экологичных автомобилей и тем самым расширить парк газовых грузовиков.

По расчетам АЕБ, с каждого грузовика в год можно будет сэкономить порядка 150 тыс. рублей (именно столько, в среднем, набегает в год за проезд одной машины по федеральным трассам). Плюс, экономию обеспечит и само использование газового топлива.

В свою очередь, эксперты считают, что соблюсти интересы всех участников (и перевозчиков, и оператора системы, и государства) и выполнить транспортную стратегию России (в соответствии с ней, к 2030-му году доля автомобилей, работающих на альтернативном топливе, должна составлять не менее 49%) можно благодаря введению не постоянной, а временной (например, на 5 лет) льготы. В результате, за эти годы количество газомоторной техники вырастет, вместе с ней — и число тех автомобилей, которые зарегистрированы в «Платоне», а следовательно, через 5 лет, когда выплаты возобновятся, увеличатся и поступления в фонд системы.

С другой стороны, представители отрасли, в принципе, сомневаются, что «нулевой тариф» для газовых грузовиков достигнет той цели, которую перед ним ставят. «Пока инфраструктура дорог не успевает за такими инициативами, — отмечает коммерческий директор транспортной компании Traft Андрей Савин. — Даже если законопроект Российского газового общества будет принят, при отсутствии достаточного количества заправочных станций он, по сути, станет бессмысленным. Зачем перевозчикам, работающим на дальние расстояния, покупать газомоторные автомобили, если их просто негде будет по дороге заправлять

При таких условиях газомоторная техника по системе «Платон» ездить не будет. Максимум — в пределах одного-двух центральных регионов. Из газовых большее распространение если и получат, то легкие грузовики (до 12 тонн), осуществляющие доставки по городу.

В отрасли полагают, что инициатива могла бы заработать, если бы льготу распространили на двухтопливные транспортные средства, однако в таком случае сложно будет проследить, переключается ли, в принципе, грузовик на газ.

Другим вариантом, подстегивающим к приобретению более экологичных автомобилей, могла бы стать дифференциация тарифа в зависимости от экологического класса, уровня выбросов и пр. Правда, такую систему еще необходимо как следует разработать.

Сейчас тариф для всех зарегистрированных в системе грузовых автомобилей массой от 12 тонн является единым (2,04 рубля за километр) и не учитывает массу транспортного средства, экологический класс, количество осей и т.п.