Ставки начнут расти, а польские компании могут уйти на внутриевропейские перевозки. К чему могут привести ограничения для грузовиков на белорусско-польской границе?

21 февраля 2023 г.18:24

Польские компании могут уйти на внутриевропейские перевозки

Государственный пограничный комитет Республики Беларусь

На самом деле, конечно, оценивать ситуацию на белорусско-польской границе довольно сложно, поскольку она стремительно меняется чуть ли не каждый день (а в последнее время действительно каждый день). Еще две недели назад здесь для грузовых автомобилей работали два пункта пропуска и перевозки выполнялись в налаженном с апреля прошлого года режиме перецепки/перегрузки, а уже сейчас перевозчики готовятся к тому, что буквально через несколько часов через оставшийся между Польшей и Беларусью единственный переход для грузовых автомобилей будут пропускать только европейский транспорт. Причем чего ждать завтра от ситуации, представители рынка могут только предполагать. Как минимум очевидно, говорят они, что принятые решения отразятся на ставках и приведут к скоплениям фур на границе.

Напомним еще раз последовательность событий. С 10-го февраля Польша закрывает на границе с Беларусью пункт пропуска «Бобровники/Берестовица», через который проходило до 30% грузового потока, и оставляет тем самым только один пункт пропуска для обслуживания грузовиков — «Кукурыки/Козловичи».

С 17-го февраля Беларусь запрещает польским грузовикам въезд на свою территорию через Литву или Латвию и таким образом существенно ограничивает для них возможности перевозок на белорусском направлении — исключительно через один переход («Кукурыки/Козловичи»).

Вечером 20-го февраля Польша объявляет свои ответные меры: если Беларусь не снимет ограничения для польских грузовиков, то с 21-го февраля с 19.00 (по польскому времени) Польша будет принимать в пункте пропуска «Кукурыки/Козловичи» только грузовые транспортные средства, зарегистрированные в Евросоюзе или в Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) (Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн).

В результате, всего через несколько часов через единственный на белорусско-польской границе пункт пропуска для грузовиков смогут проезжать лишь европейские автомобили.

Притом что маршрут через Беларусь и Польшу является наиболее востребованным у перевозчиков, осуществляющих доставку грузов в Европу или из Европы. То есть такое решение, как видно, отразится не только на белорусской или российской стороне, но и на транспортных компаниях из таких стран, как Казахстан, Кыргызстан, Армения, Грузия и пр., которые не зарегистрированы в ЕС или в ЕАСТ, но тоже едут через Польшу и Беларусь.

Не совсем понятно, о каком транспорте идет речь

Что примечательно, на сайте Министерства внутренних дел Польши решение пропускать через «Кукурыки/Козловичи» только европейский транспорт объясняется как ограничения для белорусских грузовиков.

«В связи с введенными белорусскими властями ограничениями для польских перевозчиков относительно возможности пересечения границы на белорусско-литовском и белорусско-латвийском погранпереходах министр Мариуш Каминский принял решение ограничить движение белорусских грузовых автомобилей в погранпереходе «Кукурыки-Козловичи». ... Белорусские перевозчики могут заходить в Беларусь через Литву и Латвию», — говорится в объявлении ведомства.

Однако в связи с санкциями ЕС, принятыми еще в апреле прошлого года, грузовые автомобили, зарегистрированные в Беларуси (равно как и в России), за некоторым исключением, и так не могут заезжать на территорию Евросоюза.

То есть: еще с апреля прошлого года белорусские грузовики и так в редких случаях пересекают белорусско-польскую границу (именно поэтому грузовые перевозки сейчас и выполняются методом перецепки/перегрузки в приграничной зоне РБ). Так, о каком тогда ограничении для белорусских грузовиков идет речь, если ограничения для них и без того действуют уже на протяжении десяти месяцев?..

«Речь теперь идет уже о полном запрете на въезд грузовиков с белорусскими номерами в Евросоюз, — предполагает Игорь Ковалев, заместитель директора по региональному развитию STALOGISTIC. — До сих пор такая возможность (въехать на территорию ЕС – при.) сохранялась для ввоза определенной категории товаров, не включенных в пакетные санкции против российских и белорусских перевозчиков».

Так, в частности, в соответствии с санкциями грузовики под белорусскими и российскими номерами могут при наличии специального разрешения перевозить по территории ЕС фармацевтические, медицинские, сельскохозяйственные и пищевые продукты и гуманитарные грузы.

«Польше еще есть чем ответить, — напоминает Евгений Дятлов, руководитель отдела закупок по международным перевозкам FM Logistic в России. — Например, запретом на транзит полуприцепов из России и Беларуси, которые активно используются для доставки грузов по схеме перецепки».

Кстати, как раз месяц назад, при подготовке предложений к очередному пакету санкций против Беларуси и России, именно Польша выступила с инициативой запретить перевозку белорусских/российских прицепов и полуприцепов по территории ЕС. Правда, тогда это предложение не было принято.

В официальном документе, подготовленном польской стороной, значится, что с 19.00 21-го февраля пункт пропуска «Кукурыки/Козловичи» будет обслуживать только грузовые транспортные средства, зарегистированные в ЕС или ЕАСТ.

А на сайте Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Польши указывается, что «под транспортным средством следует понимать тягач (который предназначен для буксировки полуприцепа) или грузовой автомобиль».

То есть, по идее, прицепов и полуприцепов ограничения пока не касаются. Хотя это не точно...

Польские перевозчики могут уйти с российского направления

Первые последствия введенных белорусской стороной ограничений для польских грузовиков хорошо ощутимы уже сейчас, говорят представители рынка. Главным образом, они видны на скоплениях грузовиков на белорусско-польской границе.

По данным Государственного пограничного комитета РБ на 18.00 21-го февраля выезда из Беларуси в пункте пропуска «Козловичи/Кукурыки» ожидают более 450 грузовиков, в то время как на границе с Литвой стоит около 60 фур, а на границе с Латвией — порядка 30 машин.

Заторы грузовиков на въезд в Беларусь из Польши еще больше, подчеркивает Игорь Ковалев. По его словам, «на утро 20-го февраля там (в пункте пропуска «Кукурыки/Козловичи» – прим.) скопилось 1 900 грузовиков на въезд в Беларусь, очередь достигала почти 43 км».

И очереди растут, несмотря на «низкий» сезон и уменьшившийся объем перевозок, уточняет Евгений Дятлов.

Прежде всего такая ситуация скажется на росте ставок, указывают игроки рынка. «Растут затраты на ожидание, сокращается оборачиваемость транспорта и, соответственно, увеличиваются тарифы на доставку», — говорит представитель FM Logistic в России.

Правда, как поясняет Игорь Ковалев, рост ставок на самом деле может оказаться и не таким уж значительным. «Есть вероятность, что этот год будет особенным для рынка грузоперевозок, учитывая общий тренд на снижение товарооборота между Европой и Россией. Возможно, мы не увидим традиционного роста грузооборота между Европой и Россией. Тогда рост ставок будет не столь существенным», — отмечает он.

По мнению представителя STALOGISTIC, как именно будет складываться товарооборот Европы с Россией, можно будет судить ближе к апрелю, когда рынок традиционно должен выходить из «низкого» сезона.

Однако с другой стороны, говорит он, сложившаяся уже сейчас ситуация, когда польским перевозчикам разрешено въехать в Беларусь только через один пункт пропуска, может привести к тому, что польские компании уйдут с российского направления на внутриевропейские перевозки.

«Сейчас у них остается возможность везти грузы через границу «Латвия-Россия», но это менее удобный и более длинный маршрут. Как следствие, часть из них может уйти с российского направления и остаться на внутриевропейских перевозках. Соответственно, количество транспорта, который будет обслуживать грузопоток Европы с Россией, тоже уменьшится», — поясняет Игорь Ковалев.

Снижение же транспортного предложения тоже не в последнюю очередь сказывается на тарифах.

Если же единственный для грузовиков пункт пропуска на белорусско-польской границе, в итоге, полностью закроют, то это уже точно вызовет существенный рост ставок, не сомневаются представители рынка.