Польским грузовикам разрешили въезжать в Беларусь только через белорусско-польский участок границы
20 февраля 2023 г.10:12
Государственный пограничный комитет Республики Беларусь
Грузовым автомобилям и тягачам, зарегистрированным в Польше, разрешили въезжать в Беларусь только через белорусско-польский участок границы. Соответствующее Постановление Совета министров РБ было опубликовано 17-го февраля и, по идее, с этого же числа должно было вступить в силу. То есть теперь для польских грузовых перевозчиков работает только один пункт пропуска на границе с Беларусью — «Кукурыки/Козловичи». Заехать в РБ через белорусско-литовские пограничные переходы они не могут.
Как подчеркнули власти Беларуси, принятое ими решение стало ответом на действия польской стороны — закрытие с 10-го февраля пункта пропуска «Бобровники/Берестовица», после чего на белорусско-польской границе работающим для грузовиков остался только один переход — «Кукурыки/Козловичи».
Еще один переход — «Тересполь/Брест» — принимает исключительно пассажирский транспорт.
В свою очередь, польская сторона тоже обещает не оставить без внимания последнее решение белорусских властей, ограничивающее въезд в РБ польских грузовиков, и ввести симметричные меры. Правда, какими эти меры могут быть (особенно с учетом того, что белорусские грузовики и так не могут въезжать на территорию Евросоюза, и Польши в том числе), пока не уточняется.
Ранее, кстати, Польша предлагала расширить санкции против грузовых автомобильных перевозчиков России и Беларуси, запретив транспортировку по территории ЕС прицепов под российскими и белорусскими номерами. Возможно, что-то подобное и станет «симметричным ответом» польской стороны.
Вместе с тем для польских перевозчиков на белорусской стороне все-таки увеличили количество мест, где они могут выполнить перецепку или перегрузку. Помимо складов временного хранения и пункта таможенного оформления «Брест-Белтаможсервис», расположенных вблизи пункта пропуска «Козловичи/Кукурыки», это также может быть инфраструктура возле перехода «Берестовица/Бобровники»: зона ожидания для въезда в этот пункт пропуска и пункт таможенного оформления «Берестовица-ТЛЦ».
В то же время перевозчики, зарегистрированные в других странах, могут заезжать в Беларусь как со стороны Польши, так и со стороны Литвы или Латвии. При этом при въезде в РБ через ближайшие к Польше пункты пропуска на литовской границе «Привалка/Райгардас» и «Бенякони/Шальчининкай» они также могут ехать на перецепку/перегрузку к инфраструктре в районе пункта пропуска «Берестовица».
Напомним: грузовые автомобильные перевозки между Беларусью и странами ЕС выполняются в режиме перецепки/перегрузки в приграничной зоне РБ. Поскольку в результате санкций в апреле прошлого года белорусским грузовикам запретили, за редким исключением, въезжать на территорию Евросоюза, а Беларусь в ответ разрешила европейским перевозчикам въезд только в приграничье.
При этом перечень мест, где перевозчики могут осуществлять перецепку/перегрузку, четко ограничен. Точно так же строго определены маршруты, по которым могут двигаться грузовики из ЕС в зависимости от того, через какой пункт пропуска они въехали в Беларусь. Отклонение от этого маршрута чревато административными санкциями.
Польша — кратчайший выход на центральную Европу
До всех этих событий на белорусско-польской границе именно через Польшу проходил основной маршрут грузовых перевозок со странами ЕС, поскольку он является более коротким и экономическим выгодным, говорят представители логистического рынка.
Кроме того, Польша «достаточно развита с точки зрения логистических возможностей» и «решения польских операторов зачастую лучше в сравнении с коллегами из стран Балтии», уточняет Игорь Ковалев, заместитель директора по региональному развитию STALOGISTIC.
Поэтому решение польской стороны оставить открытым для грузовых перевозок только один пункт пропуска на границе с РБ и ответные действия белорусской стороны, ограничивающие въезд польских перевозчиков, естественно, рискуют отразиться на грузовых перевозках Беларуси и России со странами ЕС в целом. Правда, участники рынка пока еще не могут оценить, насколько серьезным будет это влияние.
«Реальные последствия для рынка можно будет оценить минимум через две-три недели, когда закончится еще продолжающийся «низкий» сезон. Тогда будет понятно, насколько увеличился объем перевозок грузов из Европы в Россию и как оставшиеся погранпереходы справляются с возросшей нагрузкой», — поясняет Игорь Ковалев.
По его словам, перевозчики сразу же отреагировали на закрытие пункта пропуска на белорусско-польской границе и перенаправили свои машины на другие переходы — на пункт пропуска с Польшей «Козловичи/Кукурыки» и на пункт пропуска на границе с Литвой «Привалка/Райгардас» (ближайший к Польше).
При этом он отмечает, что сначала очереди в этих пограничных переходах увеличились, но затем пограничные службы справились с транспортным потоком и сейчас больших скоплений грузовиков на границе не наблюдается.
По данным на утро понедельника, 20-го февраля, в пункте пропуска «Козловичи» на выезд из Беларуси в Польшу стоит 150 грузовиков, а в пункте пропуска «Привалка» на выезд в Литву — порядка 10 грузовых машин. Небольшие скопления из фур на границе с Литвой фиксируются также в «Каменном Логе» (80 транспортных средств) и в «Котловке» (около 30 автомобилей).
В компании FM Logistic также отмечают, что используют все функционирующие пункты пропуска в зависимости от действующих там ограничений. «Мы отслеживаем очереди и распределяем транспорт в соответствии с ситуацией. Наибольшее количество грузов идет через переходы «Козловичи/Кукурыки» и «Каменный Лог/Мядининкай»», — говорит Евгений Дятлов, руководитель отдела закупок по международным перевозкам FM Logistic в России.
Он подтверждает, что с учетом «низкого» сезона пункт пропуска «Козловичи/Кукурыки» на границе Беларуси с Польшей пока справляется с объемами. «Но если и его закроют, а такой риск есть, это вызовет серьезные изменения в логистике», — подчеркивает представитель FM Logistic.
Как именно поведет себя рынок в таком случае, эксперты пока от прогнозов воздерживаются. Естественно, соглашаются они, это отразится на ставках. Однако не исключают, что в результате для грузовых перевозок с Европой они могут выбрать другие машруты.
«Пока мы не меняем наши привычные маршруты. Однако мы будем ориентироваться на возникновение очередей и на ситуацию на границе Беларуси и Польши в целом и в зависимости от нее переключаться на прибалтийские направления, Финляндию и транзит через Турцию», — заключает Иван Головко, руководитель направления международных автоперевозок Noytech Supply Chain Solutions.