Польша ставит ультиматум и обещает ограничить движение фур через последний работающий для грузовиков пункт пропуска на границе с Беларусью
21 февраля 2023 г.10:28
Государственный пограничный комитет РБ
Итак, ситуация на белорусско-польской границе, где сейчас для грузовых автомобилей работает только один пункт пропуска — «Кукурыки/Козловичи», продолжает усугубляться. В ответ на решение белорусских властей ограничить въезд в республику польских грузовиков Польша обещает с вечера 21-го февраля ограничить пропуск грузового транспорта через белорусско-польскую границу.
Напомним, как развивались события. С 10-го февраля Польша, объясняя свое решение «важными интересами государственной безопасности», полностью закрыла пункт пропуска «Бобровники/Берестовица», оставив тем самым на границе с Беларусью только два работающих перехода. Причем один из них («Тересполь/Брест») работает лишь для пассажирского транспорта, а второй («Кукурыки/Козловичи») — принимает исключительно грузовые автомобили.
Таким образом, выполнение грузовых перевозок через белорусско-польскую границу стало возможным только через один пункт пропуска — «Кукурыки/Козловичи».
С 17-го февраля Беларусь предприняла свои действия и ограничила въезд на свою территорию грузовых автомобилей, зарегистрированных в Польше, разрешив им пересечение границы исключительно на одном — белорусско-польском — участке. То есть с 17-го февраля въезжать польским грузовикам в Беларусь через Литву или Латвию запрещено, для них существует только один переход — «Кукурыки/Козловичи».
Теперь же польская сторона обещает применить свои меры и ставит, по сути, ультиматум: если Беларусь не отменит введенные с 17-го февраля санкции против польских грузовых перевозчиков, Польша с вечера 21-го февраля ограничивает проезд грузовых автомобилей через белорусско-польскую границу.
Как уточнили в Государственном пограничном комитете РБ, речь идет о том, что польская сторона будет пропускать через пункт пропуска «Кукурыки/Козловичи» только грузовой транспорт, зарегистрированный в ЕС или в Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). Фуры из других стран в этом пограничном переходе обслуживать не будут.
Ограничения должны ввести с 19.00 по польскому времени (или с 21.00 по белорусскому времени) во вторник, 21-го февраля.
В ЕАСТ на сегодняшний день входят Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн.
«Польское погранведомство проинформировало белорусскую сторону о том, что с 21:00 21-го февраля (по белорусскому времени) в польском пункте пропуска «Кукурыки» будет ограничено движение фур, за исключением зарегистрированных в государствах-членах ЕС, Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ)», — говорится на сайте Государственного пограничного комитета РБ.
«С 21:00 21-го февраля (по белорусскому времени) грузовые авто, которые не зарегистрированы в перечисленных выше организациях и странах, не смогут пересекать польско-белорусскую границу. Для легкового транспорта остается только пункт пропуска «Тересполь» (с белорусской стороны — «Брест»)», — подчеркнули в ведомстве.
В свою очередь, в объявлении Министерства внутренних дел Польши значится, что пункт пропуска «Кукурыки/Козловичи» будет работать в ограниченном режиме до тех пор, «пока белорусские власти не снимут ограничения для польских перевозчиков».
Белорусские грузовики через белорусско-польскую границу и так не едут
Что интересно, в заявлении Министерства внутренних дел Польши также подчеркивается, что таким образом польская сторона ограничивает движение белорусских грузовых автомобилей через пункт пропуска «Кукурыки/Козловичи» и белорусско-польскую границу в целом.
Однако на самом деле белорусские грузовики после апрельских санкций ЕС и не могут въехать на территорию Евросоюза, в том числе и Польши.
Именно поэтому грузовые перевозки между Беларусью и странами ЕС и выполняются в режиме перецепки/перегрузки: белорусские грузовики не могут въехать в ЕС, а грузовикам из ЕС разрешен въезд только в приграничную зону Беларуси.
В то же время маршрут через Беларусь и Польшу на самом деле является наиболее популярным при грузовых перевозках с Европой, поскольку дает кратчайший выход на европейские страны и главным образом на центральную Европу. И сейчас этим маршрутом продолжают пользоваться перевозчики из Казахстана, Армении, Кыргызстана, Грузии и других стран, не входящих в ЕС.
Таким образом, получается, польская сторона пытается надавить на Беларусь через другие государства и через тех же самых ее партнеров по ЕАЭС?..