События недели: каботаж — невозможен, «Платон» — не работает, а рынок грузовиков конкретно проседает

21 апреля 2025 г.11:21

Основные события в логистике за неделю с 14 по 20 апреля 2025 года

Росавтодор

Пока на государственном уровне обсуждаются возможности развития Северного морского пути и строительства транспортной и логистической инфраструктуры в других странах, в том числе железной дороги «Решт-Астара» для «бесшовных» перевозок между Россией и Ираном через Азербайджан, внутренний рынок перевозок продолжает трясти. Автомобильные перевозчики, которые и так столкнулись с падением тарифов и сложностями с обновлением автопарка, все чаще получают необоснованные штрафы по «Платону». Ространснадзор оказался не готов принимать заявки на каботаж от перевозчиков из ЕАЭС, хотя на разработку системы было как минимум два года. А Министерство промышленности и торговли собирается «порадовать» импортеров очередным (в этот раз, кажется, весьма значительным) сокращением товаров для параллельного импорта.

Вместо «Платона» — топливный акциз и весогабаритный контроль

С таким предложением выступила «Сибирская ассоциация автомобильных перевозчиков» (вернее — обратилась к премьер-министру Михаилу Мишустину): напрочь отменить систему «Платон», а «рамки», которые фиксируют проезд грузового автомобиля по федеральным трассам, переоборудовать под автоматические пункты весогабаритного контроля.

Средства же, которые шли из системы на ремонт и строительство дорог, можно получать от топливных акцизов, считают в Ассоциации.

Из-за чего вдруг возник очередной бум «протеста»?

Из-за того, что число необоснованных штрафов, которые начисляются под влиянием на «рамки» и бортовые устройства средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), продолжает расти, в то время как для решения проблемы, по сути, ничего не делается, кроме как расширение штата сотрудников Ространснадзора, рассматривающих жалобы, и отключение от системы отдельных «рамок».

Мало того, напомним вам по секрету, сейчас активно обсуждается вопрос распространения «Платона» на региональные дороги, а в Государственной Думе лежит законопроект, уже прошедший через первое чтение, который увеличивает штрафы по «Платону» сразу в четыре раза — до 20 тыс. рублей.

Ну, а в Ассоциации полагают, что в реальных условиях система показала свою неэффективность, а потому лучше от нее в принципе отказаться, иначе перевозчики сами перестанут платить за проезд по федеральным трассам и, в результате, «Платон» и так не будет работать.

Каботажные перевозки — только после 1 сентября

Хотя сам закон официально вступил в силу с 1-го марта, а принят был, на минуточку, еще в конце 2022-го года. То есть на разработку механизма было года два, как минимум.

Однако тут оказалось, что система, через которую перевозчики из ЕАЭС смогут запрашивать разрешение на каждый каботажный рейс, еще не готова, а без такого разрешения они рискуют нарваться на крупные штрафы и даже на конфискацию груза.

Конечно, кто знает, может, до 1-го сентября каботажные перевозки попробуют запустить в пилотном режиме, но в таком случае речь явно будет идти о каких-то отдельных доставках товаров, а не о работающем механизме.

Так что, на данный момент каботажные перевозки по территории России для транспортных компаний из ЕАЭС, по сути, по-прежнему запрещены.

Продажи грузовиков — в минус

В принципе, то, что продажи новых грузовых автомобилей в 2025-м году продолжат падать, было прогнозируемой тенденцией. Потому что 2023-й год отличился рекордными показателями в плане закупки грузовой техники (таких показателей, кстати, до этого не было на протяжении 17 лет), как следствие, и отток удовлетворенного спроса в таком случае был закономерным и ожидаемым.

Однако эксперты обращают внимание на то, что и сами условия на рынке сейчас явно не толкают на обновление и расширение автопарка даже тех, кто в этом нуждается.

Высокая ключевая ставка, которая значительно осложнила лизинг и автокредитование; повышение утилизационного сбора на импортную технику (на грузовые автомобили с 1-го октября прошлого года сбор подняли сразу на 70%); рост цен на запчасти и комплектующие; ужесточение технических требований к импортируемым транспортным средствам; стагнация в таких отраслях, как строительство и металлургия, которые нуждаются в перевозках в больших объемах (...) — вот только основные негативные факторы на рынке.

В итоге, прогнозируют эксперты, рынок новых грузовых автомобилей по итогам 2025-го года в любом случае уйдет «в минус».

Спасти его может, разве что, развитие торговых сетей, дополнительные меры государственной поддержки, запуск масштабных инфраструктурных проектов, ну и, в принципе, изменение политики Центробанка касательно ключевой ставки.

Однако и в таком случае минус, пусть и минимальный, все равно сохранится...

В параллельный импорт — только бренды

Если сейчас перечень товаров, которые можно ввозить в Россию без разрешения правообладателя, включает в себя как целые товарные группы, так и отдельные бренды, то в дальнейшем в нем хотят оставить только бренды.

И первый шаг к этому, кстати, уже сделан. Министерство промышленности и торговли РФ подготовило обновленный список товаров для параллельного импорта, который будет существенно урезан, а урежут его за счет товарных групп, в значительной части которых уже будут перечислены не коды ТН ВЭД, а конкретные иностранные марки.

Считается, во-первых, что перечень товаров для параллельного импорта в принципе является избыточным, поскольку после 2022-го импортеры уже смогли переориентироваться на новых поставщиков необходимой продукции. Во-вторых, изменение механизма параллельного импорта поддержит местных производителей, а в-третьих, поможет таможне эффективнее контролировать ввоз контрафакта в страну.

Обновленный приказ уже подали на регистрацию в Министерство юстиции. Представить же его бизнесу обещают в конце апреля или в начале мая.

...

Из последних новостей в отрасли отметим также присоединение Дании к ужесточенному санкционному контролю, запуск расширенного полиса ОСАГО между Россией и Беларусью и то, что в Беларуси вдруг после того, как значительно подняли утилизационный сбор, частично освободили от него транспортные средства, предназначенные для международной перевозки.