Сибирские перевозчики просят отменить систему «Платон»
18 апреля 2025 г.11:46

platon.ru
«Сибирская ассоциация автомобильных перевозчиков» (СААП) направила письмо премьер-министру РФ Михаилу Мишустину с просьбой отменить систему «Платон». В тексте обращения говорится о том, что из-за применения средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) перевозчики все чаще сталкиваются с необоснованными штрафами, что в целом вызывает недовольство системой и может привести либо к массовым протестам, либо к отказу от работы с «Платоном». Вместо «Платона» средства на ремонт дорог в Ассоциации предлагают получать через акцизы на топливо, а «рамки» системы использовать для весогабаритного контроля.
Напомним: о проблеме в работе системы «Платон» перевозчики начали говорить еще осенью прошлого года, однако в этом году она приобрела уже массовый характер. Из-за применения средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) некоторые «рамки» не реагируют на установленное в грузовике бортовое устройство и фиксируют проезд машины как неоплаченный, из-за чего перевозчикам приходят регулярные штрафы.
Обжаловать такие штрафы, по сути, можно, однако сложность заключается в том, что, во-первых, на каждый штраф необходимо подавать отдельную жалобу, а во-вторых, из-за обилия обжалуемых постановлений службы Ространснадзора, рассматривающие каждую ситуацию, сейчас перегружены.
Кроме того, как отмечают представители рынка, штраф, даже если «рамка» действительно «сбоила», могут и не отменить, поскольку необходимо доказать регулярное и продолжительное (а не разовое) влияние РЭБ.
Так, например, в начале марта этого года в Министерстве транспорта сообщили, что из всего потока жалоб перевозчиков влияние РЭБ было подтверждено лишь в 11% случаев.
Вместе с тем в ведомстве каждый раз заверяют, что вместе с Ространснадзором, оператором «Платона», отраслевыми организациями и бизнес-сообществом работают над решением возникшей проблемы. Однако на данный момент единственное, что сделали в этом направлении, отключили 32 «рамки» от системы и увеличили штрат сотрудников Росстранснадзора, рассматривающих жалобы.
Хотя еще в феврале в компании «РТ-Инвест Транспортные Системы» (оператор «Платона») рассказывали, что работают над внедрением механизма автоматической реконструкции маршрута без применения данных бортовых устройств, который позволит восстановить реальный путь грузового автомобиля и тем самым избежать начисления необоснованных штрафов.
Полностью отменить «Платон»
В результате, в «Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков» предлагают полностью отказаться от системы взимания платы с грузовиков массой от 12 тонн за проезд по федеральным трассам.
Так, в письме к премьер-министру РФ Михаилу Мишустину отмечается, что проблема на самом деле только обостряется, поскольку оборудование системы «слепнет» во все большем количестве мест на территории страны, из-за чего «как лавина растет количество несправедливых штрафов за несуществующие нарушения», что, естественно, вызывает недовольство перевозчиков.
Причем, как подчеркивает президент Ассоциации Вячеслав Трунаев, нередко с перевозчиков одновременно и списывают плату за проезд, и взыскивают штрафы за этот же якобы неоплаченный проезд.
«Абсурда ситуации добавляет и то, что в ряде случаев в ту же секунду, которая указана в постановлении о штрафе как время совершения правонарушения (проезд без оплаты), происходит списание средств со счета компании в системе «Платон»», — говорится в письме.
В итоге, получается, перевозчики платят дважды, а обжаловать штрафы могут далеко не всегда.
Кроме того, вызывает сомнение и качество самих бортовых устройств, отмечается в обращении Ассоциации.
«По наблюдениям перевозчиков, необоснованные штрафы приходят в основном с «рамок» системы «Платон», расположенных поблизости от стратегических объектов. Можно предположить, что причина сбоев в работе оборудования системы «Платон» связана с работой средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Вероятно, по этой же причине в последнее время стали чаще обычного выходить из строя бортовые устройства самой системы. Впрочем, участившиеся поломки этих устройств также свидетельствуют и об их низком качестве», — рассказывает Вячеслав Трунаев.
Таким образом, подытоживает он, некорректная работа «Платона» приводит к конфликтной ситуации, что может вылиться в протесты перевозчиков или привести к тому, что они сами в принципе откажутся оплачивать таким образом проезд по федеральным трассам.
В Ассоциации считают, что выходом из сложившейся проблемы может быть отмена системы «Платон» сверху.
«Необходимые средства на ремонт и содержание дорог общего пользования в надлежащем состоянии государство может получать, выделяя их через акцизы на топливо. Установленные же на федеральных трассах «рамки» системы «Платон» ... могут быть использованы для размещения оборудования АПВГК (автоматического весогабаритного контроля – прим.)», — предлагают сибирские перевозчики.
Планы на «Платон»
Вместе с тем, несмотря на сложную ситуацию со взысканием необоснованных штрафов, в Правительстве сейчас, наоборот, вынашивают грандзиозные планы на «Платон».
Во-первых, уже со следующего года Министерство транспорта РФ предлагает выходить на полный размер тарифа.
Если на данный момент в формуле расчета применяется понижающий коэффициент — 0,51, то с 1-го февраля 2026-го года его хотят увеличить до 0,75, а с 1-го февраля 2028-го года — полностью убрать.
Во-вторых, ведомство активно обсуждает с регионами распространение системы «Платон» на региональные дороги (как минимум, на те, которые входят в опорную сеть).
Окончательное решение по вопросу обещают представить до конца года. При этом недавно стало известно, что все регионы поддержали эту инициативу.
Ну, а в-третьих, штрафы за неоплаченный проезд в рамках системы намерены увеличить сразу в четыре раза — с 5 тыс. до 20 тыс. рублей.
Соответствующий законопроект, кстати, в феврале этого года уже одобрили в первом чтении...