Все регионы поддержали введение «Платона» на региональных дорогах
16 апреля 2025 г.11:52

platon.ru
Российские регионы поддерживают распространение системы «Платон» на региональные дороги. По крайней мере, об этом на расширенном заседании президиума Государственного Совета РФ заявил председатель комиссии Госсовета по направлению «Транспорт», глава Бурятии Алексей Цыденов. Такой шаг позволит получить дополнительное финансирование на дорожные работы. Правда, ожидается, что регионы сами будут решать, вводить плату за проезд грузовых автомобилей на всех трассах, только на отдельных участках или вообще не вводить. Впрочем, для того чтобы это произошло, еще необходимо подготовить и утвердить пакет законодательных и подзаконных актов — как на федеральном уровне, так и в каждом регионе в отдельности. Как следствие, инициативу могут реализовать еще не скоро.
«Сегодня Правительством утвержден план дорожной деятельности до 2030-го года, предусмотрено финансирование в размере 9,2 трлн. рублей, в том числе 2,7 трлн. [рублей] — это субсидии регионам. Беспрецедентная сумма, на самом деле, это практически на треть … больше, чем было в рамках 2018-2024 годов», — отметил Алексей Цыденов.
«Вместе с тем сегодня ведется всеми регионами оценка необходимых средств для [модернизации] уличной дорожной сети опорных пунктов. Понимаем, что потребуется дополнительное финансирование. Поэтому предлагаем посмотреть дополнительные источники, в том числе это предоставление субъектам права введения платы за проезд грузовых машин массой более 12 тонн по региональным, местным дорогам. Именно право, поскольку субъекты разные, разная география, разная дорожная сеть, разный транзитный трафик», — заявил он.
По словам главы Бурятии, в рамках такой инициативы субъекты смогут сами устанавливать плату за проезд, определяя ее для каждой из выбранных дорог.
«[Субъекты смогут сами] определять, по каким конкретно дорогам, и устанавливать льготы. Условно, мусоровозу или при перевозке строительных материалов для социальных объектов [предоставлять] льготные условия», — добавил Алексей Цыденов.
При этом он уточнил, что уже была проведена предварительная оценка объема доходов от введения такой платы регионами. В зависимости от субъекта, она может варьироваться от 100 млн. до 2,5 млрд. рублей в год.
«Для реализации этого [предложения] нужно будет принять федеральный закон, подзаконные акты, определить операторов на местах. Но, в целом, предлагаем такую работу начать. В рамках комиссии Госсовета ее рассмотрели, всеми регионами это поддержано», — подытожил глава Бурятии.
Распространение системы «Платон» на региональные дороги
На самом деле, такую инициативу рассматривают чуть ли не с того момента, как в России в принципе начали взимать плату за проезд грузовиков по федеральным трассам. В очередной раз к ней вернулись летом прошлого года. Правда, теперь, как можно понять из многочисленных высказываний, предложение поддерживается на уровне Министерства транспорта РФ.
Так, например, в ведомстве отмечали, что в систему «Платон» можно включить не все региональные дороги, а только те, которые входят в опорную сеть страны, а глава министерства Роман Старовойт пояснял, что регионы сами будут решать, какие участки включать в систему и какие тарифы устанавливать.
В целом же, окончательное решение о введении платы за проезд грузовиков по региональным трассам обещали представить к концу этого года.
Повышение платы за проезд и рост штрафов
Вместе с тем стоит отметить, что в ближайшее годы грузоперевозчикам и без того должны существенно повысить плату за проезд по федеральным трассам.
По крайней мере, сейчас в Министерстве транспорта РФ обсуждается инициатива об исключении понижающего коэффициента в формуле расчета тарифа в «Платоне».
На данный момент в формуле применяется понижающий коэффициент в размере 0,51. С 1-го февраля 2026-го года его хотят увеличить до 0,75, а с 1-го февраля 2028-го года — полностью убрать.
Таким образом, владельцы грузовиков массой от 12 тонн в любом случае начнут больше платить за проезд по федеральным трассам и дорожный фонд, куда частично идут средства от «Платона», в таком случае точно вырастет.
Кроме того, актуальной в последние месяцы остается проблема начисления ошибочных штрафов по «Платону»: из-за влияния средств радиоэлектронной борьбы «рамка» не видит установленное в машине бортовое устройство, из-за чего средства со счета перевозчика не списываются, несмотря на то что они там есть.
Министерство транспорта, Ространснадзор, оператор «Платона» вместе с бизнес-сообществом и отраслевыми организациями обсуждают возможные пути для устранения подобной ситуации, однако какие-то конкретные меры (кроме как отключение от системы 32 «рамок») пока не приняты.
Плюс к этому, штрафы за неоплату проезда по системе «Платон» в принципе хотят поднять в четыре раза — с 5 тыс. до 20 тыс. рублей. В феврале этого года Государственная Дума уже одобрила соответствующий законопроект в первом чтении.
Представители же отрасли подчеркивают, что, прежде чем принимать глобальные решения по «Платону», в том числе и распространение системы на региональные дороги, необходимо исправить ошибки в ее функционировании.