Разрешение каботажных перевозок для компаний из ЕАЭС, безусловно, окажет влияние на рынок, но пока сложно оценить — в какую сторону

27 февраля 2025 г.14:30

Какое влияние разрешение каботажных перевозок окажет на рынок России?

Росавтодор

В соответствии с принятым еще два года назад законом, с 1-го марта в России должны разрешить каботажные автомобильные грузоперевозки для компаний из стран ЕАЭС. Правда, несмотря на то что с момента принятия закона, казалось бы, прошло достаточно времени, система контроля за такими перевозками, судя по всему, еще не готова. По крайней мере, часть регулирующих этот вопрос документов вступит в силу только с 1-го сентября, а потому не совсем понятно, как на протяжении первых шести месяцев будут выполняться каботажные перевозки и будут ли они выполняться вообще. Что же касается их возможного влияния на рынок, то представители отечественных компаний не сомневаются, что оно, безусловно, будет, однако пока затрудняются оценить — в какую именно сторону. Так, в частности, по их мнению, с приходом перевозчиков из ЕАЭС рынок еще больше перегреется транспортным предложением.

Итак, закон, который разрешает транспортным компаниям из стран ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Армения) выполнение каботажных автомобильных перевозок грузов по территории России, был принят еще в конце 2022-го года.

Помимо собственно самого разрешения, он также содержит строгие правила, по которым подобные перевозки должны выполняться.

Так, в частности, за один рейс допускается осуществление не более трех последовательных каботажных перевозок. Причем приступить к их выполнению можно только после доставки груза на территорию России, а завершить — в течение семи календарных дней с момента разгрузки после международного рейса.

Мало того, на каждую каботажную перевозку необходимо будет получать отдельное разрешение, направив заявку в Ространснадзор и доказав логическую последовательность перевозок.

Подача заявления будет осуществляться через Государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). Помимо сведений, касающихся конкретной перевозки, на которую требуется разрешение (наименование грузоотправителя и грузополучателя, место погрузки и разгрузки, вид груза, его вес или количество), необходимо будет также приложить транспортную накладную, подтверждающую предыдущий рейс, а если предыдущий рейс был международным — еще и иностранные разрешения, в соответствии с которыми он осуществлялся.

При невыполнении условий и правил каботажа перевозчиков ждет штраф в размере от 100 тыс. до 150 тыс. рублей. При этом Ространснадзор сообщит о нарушении и привлечении к административной ответственности компетентным органам иностранного государства, где зарегистрирован перевозчик, и на один год отстранит его от возможности осуществлять каботаж по территории России.

Что касается опасных грузов, то их каботажные перевозки в любом случае будут запрещены.

Правда, пока, стоит сказать, не очень понятно, как именно будут выполняться каботажные перевозки после 1-го марта и будут ли выполняться вообще.

Потому что сам закон о каботажных перевозках действительно вступает в силу с 1-го марта 2025-го года. С 1-го марта начнет действовать и постановление Правительства РФ о контроле за каботажными перевозками.

Однако приказ Министерства транспорта о составе сведений, подаваемых на разрешение на каботаж, получит силу только с 1-го сентября 2025-го года. Точно так же и взимать штрафы за нарушение каботажных перевозок смогут лишь после 1-го сентября.

На данный момент белорусская сторона обратилась за соответствующими разъяснениями к российским компетентным органам, но, как следует из сообщения на сайте Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков (БАМАП), ответа от них пока не получено.

Можно предположить, что на первом этапе — в течение первых шести месяцев — каботажные автомобильные перевозки грузов по территории России будут выполняться в пилотном режиме.

Какое влияние каботаж окажет на внутрироссийский рынок?

Впрочем, в любом случае каботажные перевозки грузов по территории России рано или поздно, но полноценно запустят. И они в любом случае окажут свое влияние на внутренний рынок. Единственное, представители отечественных логистических компаний пока затрудняются точно сказать, в какую именно сторону будет это влияние.

«С одной стороны, разрешение компаниям из стран ЕАЭС осуществлять каботажные автоперевозки по РФ может оказать положительное влияние на рынок. К примеру, появится новый транспорт и дополнительные инвестиции в логистическую инфраструктуру. Также, скорее всего, будут создаваться новые рабочие места для граждан РФ, так как это экономически выгоднее, чем нанимать экспатов. Да и само по себе увеличение мощностей снизит нагрузку на российские транспортные компании», — рассуждает директор по маркетингу компании ILC Андрей Поликашин.

«Однако есть и обратная сторона медали: возрастет конкуренция на рынке грузоперевозок, которая повлечет очередные «волны» изменения цен на услуги, причем пока неизвестно — в бОльшую или меньшую сторону», — продолжает он.

При этом директор направления по международным транспортным перевозкам FM Logistic в России Евгений Дятлов напоминает, что на данный момент ситуация на внутрироссийском рынке автомобильных перевозок и без того характеризуется «дефицитом грузов и профицитом предложения транспортных компаний».

«Это уже привело к снижению тарифов. Поэтому приход иностранных компаний окажет влияние на рынок. Однако в настоящее время трудно оценить его последствия», — подчеркивает эксперт.

По его мнению, иностранные перевозчики могут составить конкуренцию местным компаниям на самых различных маршрутах.

«География каботажных перевозок может быть разной. Фокус некоторых компаний может быть направлен в сторону страны их регистрации, другие, наоборот, после выполнения международной перевозки смогут осуществить доставку по маршрутам из центральной части РФ в сторону погранпереходов между РФ и Китаем и обратно», — считает Евгений Дятлов.

В то же время он уточняет, что крупные перевозчики из стран ЕАЭС уже оказывают влияние на российский рынок: они имеют свои представительства в России и даже собственный автопарк.

Смогут ли они с разрешением каботажа расширить присутствие на рынке и насколько существенно, опрошенные эксперты тоже пока затрудняются сказать.

«Несмотря на ежегодный рост объема грузоперевозок, внутрироссийское предложение все равно закрывает спрос, даже в высокий сезон ноября-декабря. То есть конкуренция и сейчас довольно сильная, это не какой-то новый рынок, который можно с легкостью завоевать «за один день»», — заключает Андрей Поликашин.