Каботажные перевозки грузов по территории России станут возможны только после 1 сентября 2025 года
15 апреля 2025 г.16:45

Росавтодор
Как рассказали участники рынка, перевозчики из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) смогут выполнять каботажные автомобильные перевозки грузов на территории России только после 1-го сентября 2025-го года, несмотря на то что соответствующий закон уже официально вступил в силу. Задержки связаны с тем, что на данный момент еще не доработана Государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), через которую надо будет получать разрешение на каботаж. Кроме того, еще не вступили в силу дополнительные нормативно-правовые акты, регулирующие механизм.
Напомним: закон, разрешающий транспортным компаниям из стран ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Армения) выполнять каботажные автомобильные перевозки грузов на территории России, официально вступил в силу с 1-го марта 2025-го года.
При этом приняли его еще в конце 2022-го года. Таким образом, казалось бы, времени на подготовку и запуск механизма было достаточно. Однако, например, поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые вводят штрафы за нарушение каботажа (от 100 тыс. до 150 тыс. рублей), утвердили только в самом конце февраля, так что они начнут действовать лишь с 1-го сентября 2025-го года.
Плюс к этому, не готова и информационная система, через которую иностранные перевозчики смогут получить разрешение на каботаж. Предполагалось, что это можно будет сделать через площадку ГИС ЭПД, однако она по-прежнему содержит только два раздела — Портал электронных перевозочных документов и Портал резервирования даты и времени прибытия к пункту контроля.
И тут стоит отметить, что, по установленным правилам, перевозчик из ЕАЭС сможет осуществить на территории России до трех последовательных доставок грузов, причем на их выполнение в совокупности дается не более семи календарных дней с момента разгрузки после прибытия в РФ в рамках международного рейса.
На каждую каботажную перевозку необходимо будет получать отдельное разрешение от Ространснадзора. Отправить соответствующую заявку с пакетом документов, доказывающих последовательность и логичность каботажных рейсов, можно будет через портал на площадке ГИС ЭПД, который как раз таки еще не готов.
Приказ Министерства транспорта, регулирующий состав сведений в заявке и перечень документов, тоже пока не действует. Он вступает в силу с 1-го сентября 2025-го года.
Таким образом, у перевозчика из ЕАЭС на данный момент отсутствуют возможности для получения разрешения на каботажный рейс, без чего он рискует получить штраф (от 150 тыс. до 200 тыс. рублей). Кроме того, ему могут грозить задержание транспортного средства и конфискация груза.
Информацию о неготовности механизма для запуска каботажных перевозок грузов в России участникам рынка подтвердили и в Ространснадзоре, о чем узнали в редакции издания «Логирус».
«Исполнение Ространснадзором возложенных функций по рассмотрению заявки на выполнение каботажной перевозки, принятию решения о возможности ее выполнения и направлению иностранному перевозчику соответствующего подтверждения будет организовано после завершения необходимой доработки ГИС ЭПД (не ранее 01.09.2025 г.)», — говорится в официальном ответе ведомства, который цитирует «Логирус».
Добавим также, что даже после того как механизм заработает, опасные грузы все равно будут запрещены к каботажной перевозке по территории России.