Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2019 год

Центр стратегических разработок предлагает распространить «Платон» на региональные дороги

5 июня 2018 г.13:45

Распространить «Платон» на региональные дороги, расширить действие системы на грузовые автомобили от 5 до 12 тонн, ввести дифференциацию платы в зависимости от времени суток и категории дороги — такие положения содержатся в опубликованном Центром стратегических разработок (ЦСР) докладе «Интегрированная транспортная система». Доклад предлагает пути решения ключевых проблем отечественной транспортной системы с тем, чтобы до 2035-го года она смогла стать драйвером экономического роста. Авторы доклада отмечают, что он решает те задачи, которые были ранее поставлены Владимиром Путиным в его Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024-го года».

Часть доклада посвящена особенностям функционирования различных видов транспорта. Эксперты, в частности, считают, что железнодорожный и автомобильный транспорт сейчас находятся в неравных условиях. И хотя это нормальная для всех стран практика, когда за пользование железными дорогами платят больше, чем за пользование автомобильными, «в России этот разрыв наиболее велик». В итоге, автомобильные дороги постоянно испытывают проблему недофинансирования, что, в свою очередь, сказывается на развитии всей транспортной отрасли в целом.

Только три года назад в стране была введена система взимания платы за пользование автомобильными дорогами (пресловутый «Платон»), однако в настоящее время, по мнению авторов доклада, она работает недостаточно эффективно.

Тот факт, что система распространяется только на федеральные трассы, заставляет перевозчиков искать объездные пути, из-за чего и без того далекое от норматива состояние региональных и местных дорог под действием повышенной нагрузки еще больше ухудшается.

Эксперты ЦСР предлагают распространить действие системы «Платон» на региональные дороги, а полученные средства направить в региональные дорожные фонды. Поступления в региональные дорожные фонды рекомендуют также увеличить за счет включения в «Платон» грузовых автомобилей массой от 5 до 12 тонн (сейчас за пользование федеральными дорогами платят только владельцы большегрузных, от 12 тонн, транспортных средств).

Такие меры, как полагают авторы доклада, должны решить проблему недофинансирования региональных дорог и, как следствие, их плохого качества: по итогам 2017-го года только 40% региональных дорог соответствуют нормативному состоянию.

При этом эксперты настаивают на том, что поступившие от системы «Платон» средства ни в коем случае не должны тратиться на ремонт улично-дорожной сети городов — только на модернизацию тех участков, «по которым осуществляется наиболее интенсивное движение грузового транспорта». Причем расходование средств должно быть абсолютно прозрачным. «Владельцы транспортных средств и грузоотправители должны видеть, на достижение каких конкретных результатов в качестве дорог направлены их платежи», — отмечается в докладе.

Кроме того, доклад предусматривает введение дифференцированной платы за пользование дорогами — в зависимости от их категории, загруженности, а также времени суток. Такой подход, по мнению экспертов, обеспечит более справедливое функционирование системы и снизит стоимость проезда по части маршрутов.

Правда, предложенные Центром стратегических разработок меры, как признают сами авторы доклада, можно начинать внедрять только с 2024-го года — после того как будут устранены все технические, законодательные и пр. пробелы.

Центр стратегических разработок, возглавляемый Алексеем Кудриным, был создан в 1999-м году для разработки программы рыночного развития страны. Сейчас специалисты Центра занимаются созданием отраслевых и региональных стратегий. Предлагаемые ими меры, отметим, неоднократно, пусть и не в полном объеме, становились основой государственной политики.