С действием только на бумаге: Правительство утвердило методику размещения дорожных камер
9 декабря 2019 г.19:27
Общероссийский народный фронт
Правительство утвердило разработанную по поручению Президента Владимира Путина методику размещения стационарных и передвижных дорожных камер. По информации издания «Коммерсантъ», документ уже направлен в регионы. Однако на данный момент он все равно носит не обязательный, а рекомендательный характер.
Документ не будет действительно работать до тех пор, пока к нему не будут приняты сопутствующие законодательные и пр. нормативно-правовые акты.
Так, например, в методике сказано, что координаты всех комплексов должны находиться в свободном доступе в интернете. Если же в сети по какому-либо комплексу информация отсутствует, в то время как он уже стоит у дороги и регистрирует нарушения ПДД, то штрафы, вынесенные с его помощью, таковыми считаться не будут. Они будут отменены.
Правда, такое положение требует внесения поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), а они в нем вряд ли в ближайшие месяцы появятся. Из-за того, что сейчас готовится новая редакция Кодекса, премьер-министр Дмитрий Медведев приостановил изменение действующего документа с тем, чтобы все предложения дополняли уже новый КоАП, который, по планам, вступит в силу только с 1-го января 2021-го года.
Точно так же, до изменения законодательства, не будет действовать и включенная в методику норма о том, что места установки дорожных камер должны согласовываться с ГИБДД и владельцами дорог.
Сейчас в базе Государственной Думы уже значится законопроект, который включает комплексы фотовидеофиксации нарушений ПДД в технические средства организации дорожного движения и закрепляет за Правительством обязанность согласовывать места их размещения. На рассмотрении нижней палаты парламента, кроме того, находятся сразу два законопроекта (один — от «Единой России», второй — от ЛДПР), запрещающие частным компаниям эксплуатацию дорожных камер. Однако ни один из них на данный момент не прошел даже через первое чтение.
Сама методика, к слову, про установку комплексов по концессионным соглашениям умалчивает. Единственное, она акцентирует, что камеры должны использоваться для повышения безопасности дорожного движения, а не с целью увеличения суммы штрафных поступлений в бюджет. Однако ранее сообщалось о том, что Министерство экономического развития, опять-таки, просто порекомендовало регионам пересмотреть концессионные соглашения с тем, чтобы сумма вознаграждения частной компании не зависела напрямую от количество зафиксированных нарушений.
Странным в утвержденной методике является и то положение, в соответствии с которым в городах, где действует больше 100 камер, разрешается ставить одну общую табличку «Фотовидеофиксация» на въезде в населенный пункт. Непосредственно перед самим комплексом в таких случаях она может не стоять.
Считается, что всю необходимую информацию о концентрации камер водитель получит из навигаторов (мол, нет смысла ее дублировать), хотя на самом деле не все водители на данный момент пользуются подобными гаджетами. Как подчеркнул в комментариях «Коммерсанту» эксперт по дорожным комплексам Григорий Шухман, «водитель не обязан иметь навигатор, смартфон или планшет с базами камер» и нельзя ущемлять его право на информирование.
В целом, методика определяет правила размещения стационарных и передвижных комплексов, дорожные участки, где они могут находиться, и случаи, когда использование камер необходимо.
Так, камеры можно устанавливать только в пяти местах: на железнодорожных переездах, в составе автоматических пунктов весогабаритного контроля, на участках ремонтных и строительных работ, а также в потенциально опасных местах или там, где отмечается концентрация ДТП.
Потенциально опасными участками при этом считаются те, где за год произошло как минимум три ДТП с материальным ущербом одного вида, а местами концентрации ДТП — те, где в течение года зафиксировано больше трех аналогичных или более пяти любых ДТП.
Если после установки камеры за год количество ДТП уменьшилось на 80%, ее разрешается «передвинуть» в другое место, а вместо нее оставить муляж, который, в свою очередь, в сети интернет будет значиться как стационарный комплекс.
Координаты всех комплексов должны передаваться их владельцами в геоинформационные системы. В городах, где действует больше 100 камер, как уже отмечалось, общую предупреждающую табличку можно ставить только на въезде в город, в населенных пунктах с меньшим количеством комплексов — перед каждым из них на расстоянии 50-100 метров, на загородных трассах — за 150-300 метров.
При этом в населенных пунктах камеры должны отстоять друг от друга как минимум на километр, за их пределами — как минимум на 5 км.
Методику размещения комплексов, напомним, подготовили по поручению Президента Владимира Путина: после прошедшего в июне Государственного Совета по безопасности дорожного движения он постановил к 1-му февраля 2020-го года разработать правила информирования водителей с тем, чтобы ни одна камера не осталась для них «скрытой».