Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2019 год

В Государственную Думу внесен очередной законопроект, запрещающий использование дорожных камер, принадлежащих частным компаниям

2 июля 2019 г.13:02

В Государственную Думу внесен очередной законопроект, запрещающий использование дорожных камер, принадлежащих частным компаниям

Комплексы автоматической фиксации нарушений ПДД должны принадлежать только федеральным или региональным властям. Об этом говорится в законопроекте, который в понедельник, 1-го июля, был внесен в Государственную Думу. Его авторы указывают, что владельцы частных камер зачастую преднамеренно неправильно устанавливают дорожные камеры для увеличения числа штрафов с автовладельцев.

Проект поправок в ст. 2.6.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ подготовлен парламентским вице-спикер Игорем Лебедевым и другими депутатами фракции ЛДПР. В статье говорится о привлечении к ответственности владельца автомобиля за нарушения, зафиксированные автоматическими комплексами.

Депутаты предлагают добавить примечание, в соответствии с которым эксплуатируемые дорожные камеры могут находиться только в федеральной собственности или принадлежать субъектам РФ.

В пояснительной записке к законопроекту указывается на заинтересованность частных компаний в «увеличении количества выявленных правонарушений», в намеренной установке комплексов «некорректно по отношению к дороге» и «искусственном завышении показателя погрешности» техники. Нарекания депутатов вызвала и практика установки дорожных камер в местах, где автомобилисты «часто допускают незначительное нарушение скоростного режима».

Порядок определения мест установки и характеристик оборудования авторы документа предлагают передать Правительству РФ.

По данным ГИБДД, сейчас на дорогах РФ действует порядка 12 тыс. стационарных и 3,8 тыс. мобильных комплексов фиксации нарушений. Камеры, принадлежащие частным компаниям, применяются в регионах с 2013-го года.

Так, в Москве около 500 камер типа «Автоураган» принадлежат компании «Алагер», Центр организации дорожного движения (ЦОДД) арендует их по государственному контракту. В Татарстане по тому же принципу работают комплексы «Автодория».

Московская область с 2016-го года работает в рамках концессии с компанией «МВС Груп», которая получает с каждого оплаченного штрафа 233 рубля. По данным областного Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры, в 2018-м году система фиксации нарушений вынесла постановлений на сумму 4,6 млрд. рублей, 70% (3,2 млрд. рублей) из них было оплачено.

Фиксированные платежи владельцам камер с каждого штрафа также установлены в Тамбовской (243 рубля) и Курганской областях (149-345 рублей).

В Астраханской области в 2018-м году ПАО «Ростелеком» заработала на 150 рубежах контроля нарушений ПДД почти 40 млн. рублей (в бюджет региона пошли 188,4 млн. рублей). В 2019-м году концессионером стал и «Вайнах Телеком», вложивший в Чечне 145 млн. рублей в 101 рубеж контроля нарушений ПДД.

По подсчетам издания «Коммерсантъ», в 2018-м году суммарные доходы владельцев камер в регионах превысили 3,4 млрд. рублей. Рекордсменом стала «МВС Груп» с выручкой в Московской области в 3,1 млрд. рублей.

Член комитета Государственной Думы по транспорту и строительству Дмитрий Ионин считает, что частники «дискредитировали себя различными манипуляциями» с целью заставить «автомобилистов платить даже там, где нарушений нет». В пример он привел практику изменения угла наклона камер.

В Краснодарском крае в 2013-м году была выявлена преступная схема, когда в постановления вносились изменения с помощью специального софта, а автовладельцы получали штрафы за несуществующие нарушения.

По данным ГИБДД, только в 2018-м году 38 тыс. штрафов было выписано в результате ошибки комплексов. «Приоритет частника — заработать на нарушителях, а государства — снизить уровень аварийности», — подчеркивает Дмитрий Ионин.

В июне 2019-го года законопроект со схожими идеями в парламент уже вносили глава Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству Евгений Москвичев, его заместитель Виталий Ефимов и первый заместитель главы парламентского Комитета по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков.

Правда, в их варианте поправок говорится о том, что «решения об установке и использовании» автоматических камер принимают федеральные, региональные власти и органы местного самоуправления. Вячеслав Лысаков пояснял, что формулировка предназначена для полного «исключения из процесса частных лиц».

Чуть позже в Государственную Думу также был внесен законопроект, который закрепляет, что места установки дорожных камер должны в обязательном порядке согласовываться с Правительством. Его авторство тоже принадлежит депутатам от «Единой России», в частности заместителю председателя парламентского Комитета по транспорту и строительству Владимиру Афонскому.

Порядок в процессе использования комплексов фиксации нарушений ПДД еще в феврале 2019-го года собирался навести и вице-премьер Максим Акимов. Он указывал на необходимость пересмотра принципов государственно-частного партнерства в этой области.

В Министерстве транспорта обещали утвердить методику по установке дорожных камер, но ее пока никто не видел.