Прошедшая неделя показала: в автомобильных перевозках ужесточат еще и тахографический контроль

25 февраля 2019 г.09:32

В автомобильных перевозках ужесточат еще и тахографический контроль

pk25.ru

В прошлом году уже более ли менее навели порядок в системе «Платон». В ближайшее время вместе с полномасштабным развертыванием соответствующей системы возьмутся за соблюдение перевозчиками весовых и габаритных норм. Однако на прошедшей неделе стало очевидно, что в России ужесточат еще и тахографический контроль.

Во-первых: с 1 ноября все грузовые автомобили должны быть оборудованы тахографами

Пока это требование (об оснащение тахографами) применяется только в отношении транспорта юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Однако уже есть подписанный Президентом закон, часть положений которого (в отношении лицензирования пассажирских перевозок) успели вступить в силу.

Этот документ вносит также изменения в 20-ю статью закона «О безопасности дорожного движения», предъявляя дополнительные требования к физическим лицам, владеющим грузовыми автомобилями массой от 3,5 тонн и автобусами.

А именно: обязует их оснащать эксплуатируемые транспортные средства тахографами и соблюдать временные нормы управления автомобилем.

Положение возымеет свое действие аккурат с 1-го ноября этого года.

Во-вторых: временные нормы управления автомобилями пропишут в Правилах дорожного движения

Сейчас эти нормы для международных перевозчиков прописаны в Европейском соглашении, касающемся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), для отечественных — в Положении об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей.

Они, опять-таки, касаются только водителей, работающих на юридическое лицо, индивидуального предпринимателя или в качестве последнего.

Однако Министерство транспорта уже подготовило поправки в Правила дорожного движения и на прошедшей неделе вынесло их на общественное обсуждение (оно, кстати, продлится до 13-го марта).

Эти изменения должны распространить нормы труда и отдыха на всех без исключения водителей грузовых автомобилей массой от 3,5 тонн и автобусов.

Что это значит? То, что теперь отдыхать и работать по строгому временному графику придется даже тем, кто возят грузы для себя или работают на себя, не будучи зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей.

В народе таких водителей принято называть «физиками».

Так, поправки в ПДД регламентируют, что максимальное время беспрерывного вождения для всех не должно превышать 4,5 часа.

Максимальное время нахождения за рулем в течение суток — выходить за пределы 9 часов. (Единственное: 2 раза в неделю оно может быть увеличено до 10 часов.)

Максимальное время управления автомобилем в неделю не может превысить 56 часов, а в течение двух недель — 90 часов.

Пока эти поправки имеют только вид проекта. Однако нет сомнений в том, что к 1-му ноября они станут частью ПДД.

Хотя бы потому, что без них нет никакого смысла в обязательном оснащении всех грузовиков тахографами. Иначе что эти самые тахографы будут контролировать?..

В-третьих: к 2025-му году создадут единую автоматизированную систему тахографического контроля

Сейчас данные с тахографов перевозчики сами пересылают регуляторам. К этим сведениям непосредственно имеют доступ сотрудники ГИБДД и Ространснадзора, когда останавливают грузовой автомобиль для проверки.

Однако к 2025-му году должна быть создана автоматизированная информационная система тахографического контроля, куда, по всей видимости, данные о том, сколько часов водитель отдыхает и сколько — работает, будут пересылаться автоматически, непосредственно во время движения автомобиля.

То есть: схитрить, что-то утаить и пр. никак не получится.

Планы о создании такой системы значатся в опубликованном на прошедшей неделе паспорте национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

И что-то подсказывает, что к 2025-му году они точно перестанут быть планами и станут реальностью.

Что касается весового контроля, то с 2022 года все грузовые автомобили массой от 3,5 тонн будут выходить на дороги с датчиками осевой нагрузки

Такое положение содержится все в том же паспорте национального проекта. В конце прошлого года чиновники успели уже даже похвалиться своей инициативой.

Если верить их прошлогодним словам, то на старые грузовики датчики устанавливать не придется, а укомплектованием новых автомобилей займутся их производители.

С одной стороны, такая мера полезна самим перевозчикам: они смогут контролировать загрузку своего автомобиля, не полагаясь на добросовестность грузоотправителя и его компетентность в деле размещения и крепления груза.

Тем более что многие транспортные компании и без всяких там поручений сверху уже давно оборудовали свой автопарк датчиками осевой нагрузки.

Но есть другая сторона: технологии позволяют передавать данные с таких датчиков на сервер и тем самым контролировать загрузку автомобилей. Как бы там вверху не захотели получить еще и доступ к этим серверам…

Что касается «Платона», то регистрация в системе пошла на спад

Опубликованный на прошедшей неделе ежемесячный отчет показал, что регистрация в системе вернулась к своим среднестатистическим показателям — 8 тыс. новых перевозчиков и 10,7 тыс. новых большегрузов.

И вряд ли это означает, что контроль за неплательщиками через полгода вдруг ослаб. Скорее, все, кто регулярно занимаются перевозками, напуганные штрафами, уже зарегистрировались в системе. Остальные, как и прежде, будут присоединяться к ней по мере необходимости.

Потому что объявленное полгода назад ужесточение контроля — это не то ужесточение, когда на дороги выходят усиленные патрули ГИБДД и Ространснадзора (люди бы уже через месяц ослабили свое внимание и усилили взимание «штрафов» к себе в карманы).

Сейчас действует система с Центром автоматизированной фиксации нарушений и объединенной базой «Платона» и ГИБДД. И эта система как работает, так и будет продолжать работать.

А потому напоследок вопрос: зачем нам, собственно, реестр коммерческих грузоперевозчиков?

То есть: зачем на фоне уже действующего контроля в системе «Платон» и планов по усилению контроля за соблюдением весовых норм и норм труда и отдыха еще создавать единый «реестр перевозчиков грузов за плату»?

Если и без него все перевозчики (и юридические лица, и индивидуальные предприниматели, и, что особенно важно, физические лица) и так рано или поздно окажутся под «колпаком» неустанного наблюдения?

Напомним: законопроект о создании такого реестра в начале этого месяца уже поступил на рассмотрение в Государственную Думу. По планам, он заменит собой лицензирование отрасли: только те, кто будут находиться в реестре, смогут заниматься коммерческими перевозками. А для вхождения в него необходимо будет зарегистрироваться в качестве юридического лица или ИП и подтвердить свою финансовую состоятельность, профессиональную надежность и компетентность.

Разве что… Такой реестр понадобится не столько ради контроля, сколько в целях пополнения казны. Физические-то лица могут и соблюдать все необходимые нормы, вот только налоги платить они все равно не будут…