Пойти по примеру Беларуси: с 1 октября Россия тоже может запретить въезд на свою территорию грузовикам из ЕС
22 августа 2022 г.09:39
Министерство транспорта РФ
С 1-го октября грузовикам из ЕС тоже могут запретить въезд на территорию России (как это сделали еще в апреле в Беларуси), оставив свободной только приграничную зону для выполнения перецепки/перегрузки товаров. По крайней мере, такую дату называют в своем материале «Известия». По информации издания, в Правительстве сейчас как раз готовят перечень исключений — список тех грузов, которые перевозчики из ЕС все-таки смогут непосредственно ввозить в Россию без перецепки/перегрузки на границе.
Напомним: такая мера должна стать ответом на санкции ЕС, введенные еще в апреле этого года, когда российским и белорусским грузовикам фактически полностью закрыли въезд в Евросоюз.
Тогда Беларусь уже через неделю установила собственный порядок для перевозчиков из стран ЕС, тоже запретив им въезд на свою территорию. Правда, для того чтобы сохранить перевозки на европейском направлении, которые еще выполняются, открытой оставили приграничную зону, где сейчас осуществляется перегрузка/перецепка товаров.
Таким образом, перевозки между странами ЕС и Беларусью на данный момент выглядят следующим образом: перевозчик из ЕС доезжает только до приграничной зоны РБ, оставляет там прицеп или груз, а белорусский перевозчик (или перевозчик из третьей страны) забирает его и довозит до пункта назначения. То же самое и в обратном направлении, когда перевозчик из ЕС забирает из приграничной зоны привезенный для него груз.
Считается, что благодаря такому порядку для белорусских перевозчиков удалось хотя бы частично сохранить европейское направление, иначе (в ситуации, когда перевозчик из РБ не может въехать в Евросоюз) все заказы выполнялись бы полностью перевозчиками из ЕС.
При этом, кстати, все же есть несколько исключений, когда перевозчики из ЕС могут продолжать движение по территории Беларуси без перецепки/перегрузки на границе. В том случае, если они везут почту, живых животных, гуманитарные грузы или грузы, требующие особых условий транспортировки (готовые лекарственные средства, в том числе нерасфасованные, медицинские изделия и запасные части к ним, сырье и материалы для производства лекарственных средств и медицинских изделий, кровь, органы и ткани человека).
Кроме того, приграничный характер перевозок не распространяется на автовозы, а также на негабаритные грузы, если их технические характеристики или технологические особенности транспортировки не позволяют выполнить перецепку/перегрузку.
Такой порядок, отметим, в Беларуси официально введен с 16-го апреля.
А что же Россия?
Россия на данный момент въезд на свою территорию грузовикам из ЕС не запрещает. Хотя все это время различные объединения российских перевозчиков, в том числе и Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), уже не раз обращались в Правительство РФ с просьбой пойти по примеру Беларуси, чтобы, во-первых, защитить отечественные транспортные компании и оставить для них работу, а во-вторых, снизить стоимость доставки товаров.
Как говорят игроки рынка, в условиях, когда европейские перевозчики стали монополистами на направлении «Россия-ЕС», они значительно подняли тарифы, в результате чего перевозки подорожали в 3-5 раз.
Правда, при этом эксперты подчеркивают, что перецепка/перегрузка тоже значительно увеличивает стоимость доставки.
В мае даже состоялась рабочая поездка в автомобильные пункты пропуска на границе с Латвией и Эстонией с целью оценить их готовность к введению приграничного характера перевозок. И по итогам этой поездки в АСМАП говорили, что существующая инфраструктура (товарно-логистические центры, терминалы и пр.) может использоваться для массового выполнения перецепок/перегрузок и сможет справиться с такой возросшей нагрузкой.
В конце июня же вообще заявлялось, будто решение об ограничении въезда для перевозчиков из ЕС могут ввести в самые ближайшие дни.
Однако впоследствии в те ближайшие дни подобное решение принято не было. Возможно, этот вопрос отложили на фоне ситуации с транзитом в Калининградскую область.
С 18-го июня по территории Литвы были остановлены автомобильные и железнодорожные перевозки в регион товаров, попавших под санкции (около 30% от общего грузового потока). Только с конца июля железнодорожный транзит санкционных товаров с определенными условиями был возобновлен.
Готовят перечень исключений
Однако сейчас, как можно понять из материала «Известий», к вопросу ограничения въезда для грузовиков из ЕС снова вернулись. «С 1-го октября власти планируют ввести запрет на движение по стране европейских фур с товарами: они не смогут пересекать границу РФ», — говорится в статье.
По информации издания, на данный момент Министерство промышленности и торговли и Министерство сельского хозяйства готовят перечни исключений — списки тех товаров, которые можно будет ввозить вглубь России без перецепки/перегрузки на границе.
В частности, в Министерстве промышленности и торговли «Известиям» рассказали, что со своей стороны такие списки уже сформировали: в них вошли продукция фармацевтической и медицинской промышленности, скоропортящиеся и требующие особых условий хранения грузы.
Однако Министерство сельского хозяйства тоже должно представить свой перечень, после чего, видимо, по отраженным в списках двух ведомств позициям будут приниматься уже конкретные решения. Если верить информации, озвученной изданием, эту работу точно должны завершить до 1-го октября.
Вместе с тем источник РБК говорит, что окончательного решения по поводу ограничений для грузовиков из ЕС еще не принято. Власти в том числе рассматривают вариант временного, до конца 2022-го года, запрета для перевозчиков из Евросоюза, чтобы проверить, способна ли приграничная инфраструктура обслуживать новую схему перевозок.