Транзит санкционных товаров в Калининград: железнодорожный — разрешен, но с условиями, автомобильный, выполняемый российскими компаниями, — запрещен
14 июля 2022 г.10:37
Калининградская железная дорога
Фактически, железнодорожный транзит между Калининградской областью и основной частью России по территории Литвы снова разрешен. В среду, 13-го июля, Еврокомиссия опубликовала разъяснения для стран-членов ЕС по вопросу применения санкций в отношении грузовых перевозок. Главным образом эти разъяснения касаются именно транзита в Калининградскую область, который с 18-го июня был значительно ограничен. Вкратце, из них следует: перевозить санкционные товары по железной дороге можно, но с условиями, по автомобильным дорогам тоже можно, но только если доставка выполняется не российскими транспортными компаниями.
Напомним: с 18-го июня Литва частично перекрыла транзит по своей территории грузов, следующих между Калининградской областью и основной частью России. Под запрет попало как минимум 30% грузового потока, а ограничения затронули как железнодорожный, так и автомобильный транспорт.
Такими грузами (стройматериалы, некоторые виды промышленного оборудования и пр.) оказались товары, которые прежде введенными санкциями были ограничены в перевозках в целом между Россией и ЕС. С 18-го июня для их доставки в Калининград остался только один путь — по морю.
Как следствие, спрос на паромную линию «Усть-Луга – Балтийск» настолько возрос, что уже к началу июля все места на трех имеющихся паромах были забронированы на полтора месяца вперед — вплоть до 15-го августа, а для разрешения ситуации на морскую линию между Калининградской и Ленинградской областями стали выпускать дополнительные суда.
Так, 27-го июня на линию из порта Бронка в Калининград вышел сухогруз «Холмогоры», 10-го июля — балкер «СТК-1004». Вместе с тем для удовлетворения потребностей Калининградской области, по оценкам региональных властей, необходимо было еще до 4-5 судов.
Сейчас же, как следует из опубликованных вчера разъяснений Еврокомиссии, железнодорожный транзит подсанкционных товаров по территории Литвы может быть возобновлен. Правда, с определенными условиями...
Разъяснения Еврокомиссии
В инструкции Еврокомиссии говорится, что запрета на транзит подсанкционных товаров для железнодорожного транспорта нет. Единственное: он должен осуществляться под контролем стран-членов ЕС.
«Государства-члены должны проверять, остаются ли объемы транзита в пределах исторических средних значений за последние три года, в частности отражающих реальный спрос на товары первой необходимости в пункте назначения, и нет ли необычных потоков или торговых моделей, которые могут привести к обходу [санкций]», — уточняется в разъяснениях.
Вместе с тем в публикации Еврокомиссии подчеркивается, что транзит подсанкционных товаров автомобильным транспортом, если он выполняется российскими транспортными компаниями, по-прежнему не разрешен. При этом, как объясняют представители рынка, перевозить такие грузы европейскими перевозчиками тоже не представляется возможным, поскольку это каботаж по территории Российской Федерации, что запрещено законодательством.
Кроме того, в любом случае, вне зависимости от вида транспорта, полностью запрещен транзит товаров и технологий военного и двойного назначения.
Реакция России
В целом, власти Калининградской области положительно оценили разъяснения Еврокомиссии, однако там пока не понимают, как будет действовать контроль над объемом перевозимых грузов.
«Не очень понятен пункт [разъяснений] о том, что страны Евросоюза должны контролировать объемы транзита, чтобы они оставались в пределах величин за последние три года, — заметил в комментариях ТАСС руководитель пресс-службы Правительства Калининградской области Дмитрий Лысков. — Непонятно, как это будет реализовано и что из этого следует. Если мы начнем большую стройку и нам понадобится много цемента — и его объем в какой-то момент превысит среднее значение за последние три года в силу объективного потребления. Мы должны что будем сделать? Остановить стройку?»
Кроме того, в регионе пока не могут ответить, каким будет эффект от запрета на автомобильный транзит санкционных грузов. «Нам пока непонятен эффект запрета автомобильного транзита санкционных товаров, мы просчитываем его», — указал глава пресс-службы.
При этом губернатор Калининградской области Антон Алиханов в своем телеграм-канале подчеркнул, что Россия будет добиваться полной отмены ограничений на транзит грузов в регион.
«Решение является только первым шагом в снятии проблемы, требуется аналогичное снятие ограничений и в части автомобильных перевозок», — написал глава области.