Решение, вводить ли ограничения против перевозчиков из ЕС, может быть принято «со дня на день»

22 июня 2022 г.09:23

Решение об ограничениях для перевозчиков из ЕС примут «со дня на день»

Министерство транспорта РФ

Министерство транспорта РФ и Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) настаивают на том, чтобы запретить автомобильным грузоперевозчикам из ЕС въезд на территорию России, оставив для них только приграничную зону для выполнения перегрузки или перецепки, сообщает ТАСС со ссылкой на издание «РБК». Соответствующие обращения уже направлены на имя президента РФ Владимира Путина и в Правительство РФ. «Со дня на день» в Правительстве должно состояться совещание, где этот вопрос уже должен быть решен окончательно.

В обращении, в частности, говорится о том, что после введения санкций ЕС, запретивших российским и белорусским автомобильным грузоперевозчикам въезжать на территорию Евросоюза, стоимость перевозки грузов из Европы в Россию и в обратном направлении возросла в 4-5 раз.

При этом работу на европейском направлении были вынуждены прекратить около 3 тыс. российских транспортных предприятий, а их общие потери на 1-е июня превысили 9 млрд. рублей.

Кроме того, еще порядка 68 млрд. рублей на данный момент составляют переплаты российских компаний — импортеров и экспортеров. К концу года эта сумма может вырасти до 333 млрд. рублей.

В связи с этим перевозчики просят президента и Правительство РФ защитить их интересы и интересы российских участников ВЭД на европейском направлении, ограничив для грузовиков из ЕС въезд на территорию России по примеру Беларуси. То есть: ввести схему перецепки/перегрузки в приграничной зоне, дав таким образом российскому транспорту возможность работать на маршруте «ЕС – Россия», доставляя грузы от границы с ЕС вглубь России.

Позицию российских перевозчиков поддерживает и Министерство транспорта РФ. Так, на прошедшем во вторник, 21-го июня, собрании членов АСМАП присутствовал и.о. директора департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Владимир Луговенко, который сообщил, что уже подготовлены проекты президентского указа и постановления Правительства РФ о запрете проезда на территорию РФ грузовиков, зарегистрированных в Евросоюзе.

«Со дня на день ожидаем совещание в Правительстве, где решение по указу, по крайне мере на уровне Правительства, будет принято», — заявил он.

Финансовые меры поддержки

Кроме того, Министерство транспорта, по информации «РБК» подготовило меры финансовой поддержки российских перевозчиков на общую сумму в 24,5 млрд. рублей.

Так, 18,6 млрд. рублей из этой суммы планируют направить на сохранение занятости в транспортных компаниях и на компенсацию их затрат, 3,5 млрд. рублей — на субсидии лизинговым организациям для возмещения потерь из-за отсрочки на погашение арендных платежей.

Еще 2,4 млрд. рублей предлагают выделить на компенсацию ущерба в связи с конфискацией на территории Украины транспортных средств и перевозимых грузов. По данным АСМАП, в феврале 2022-го года в Украине были заблокированы 180 российских автопоездов.

Как отметил Владимир Луговенко, идею компенсации за потерянные в Украине грузовики Министерство финансов РФ уже поддержало. Весь пакет предложенных мер поддерживают министр транспорта Виталий Савельев и глава Министерства экономического развития Максим Решетников.

В свою очередь, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в ответ на запрос «РБК» подтвердил готовность Правительства РФ проработать обращение ассоциации.

История вопроса

Напомним: с 9-го апреля заработал пятый пакет санкций ЕС, в рамках которого российским и белорусским грузовикам запретили въезд на территорию Евросоюза. И если белорусская сторона уже через неделю ввела ответные меры, оставив открытой для перевозчиков из ЕС только приграничную зону для выполнения операций по перецепке/перегрузке, то российские власти до сих пор не могут выработать окончательное решение.

При Министерстве транспорта прошло уже несколько совещаний по этому вопросу. Кроме того, в мае делегация РФ посетила приграничную зону РБ для ознакомления с процессом перегрузки/перецепки, после чего была проведена инспекция соответствующей инфраструктуры (логистические центры, склады и пр.) на границе России с Латвией и Эстонией.

Одной из причин медленного решения вопроса является то, что не все министерства и ведомства поддерживают введение ограничений для перевозчиков из ЕС, опасаясь, что подобная мера сорвет поставки в страну социально значимых товаров. Так, в частности, против выступали Министерство сельского хозяйства и Министерство промышленности и торговли.

Правда, впоследствии в Министерстве промышленности и торговли все же смягчили свою позицию. Месяц назад глава ведомства Денис Мантуров согласился, что введение ограничений для перевозчиков из ЕС не должно вызвать серьезных логистических ограничений, однако подчеркнул, что это возможно только в том случае, если будет подтверждена готовность приграничной инфраструктуры справиться с возросшей нагрузкой, и при условии, если часть товаров (продовольствие, фармацевтическая продукция и т.п.) продолжат завозиться в страну без ограничений.

Кстати, приблизительно в то же время в АСМАП отметили, что проведенная на границе инспекция показала готовность инфраструктуры к внедрению схемы перецепки/перегрузки.

Выступая же на недавно прошедшем собрании членов Ассоциации, президент АСМАП, председатель Комитета Государственной Думы по транспорту Евгений Москвичев уточнил, что Правительству предлагали компромиссный вариант: провести для начала в течение месяца эксперимент на каком-то одном пункте пропуска (например, в Выборге). Однако это обращение не было услышано.

Кроме того, Евгений Москвичев посетовал на то, что ведомства подготовили неоправданно широкий перечень товаров, которые нельзя перегружать/перецеплять на границе. «В ответ на мои запросы как председателя Комитета по транспорту прислали, Министерство сельского хозяйства — 1,2 тыс. наименований, которые нельзя ни перегружать, ни перецеплять. Туда входят аккумуляторные батареи, гвозди, предметы одежды, даже человеческая кровь. Минпромторг вообще прислал [ответ] на 57 страницах. Пока понимания нет», — подчеркнул президент АСМАП.

Когда именно в Правительстве РФ состоится совещание, где будет решаться вопрос о введении ограничений для грузовиков из ЕС, пока не уточняется. По словам Владимира Луговенко, это должно произойти «со дня на день».