По первому участку трассы М-12 «Москва-Казань» проехали первые автомобили

8 сентября 2022 г.18:57

По первому участку трассы М-12 проехали первые автомобили

kremlin.ru

В четверг, 8-го сентября, открыли для движения первый участок строящейся трассы М-12 «Москва-Казань» в Московской области. Церемония, в которой принял участие президент РФ Владимир Путин, прошла в режиме видеосвязи. Одновременно также состоялся запуск заключительного участка кольцевой дороги Екатеринбурга и расширенного участка трассы М-5 «Урал» между Екатеринбургом и Челябинском. Все эти дороги входят в транспортный коридор «Европа – Западный Китай».

Трасса М-12 «Москва-Казань»

Открытие участка М-12 в Московской области/Фото: пресс-служба ГК «Автодор»

Первым открывшимся для движения участком стал участок длиной 22,5 км в Московской области — самое начало скоростной магистрали, как отметил во время церемонии вице-премьер Марат Хуснуллин.

Этот отрезок не только символизирует запуск проекта, но уже сейчас, до полного открытия трассы М-12, выполняет важную функцию: разгружает трафик в Московской области, соединяя две окружные дороги — Центральную кольцевую дорогу (ЦКАД) и А-108 «Московское большое кольцо».

Работы на участке начались летом 2020-го года и завершились как минимум с годовым опережением срока.

На данный момент близится также к окончанию строительство участков в Московской и Владимирской областях. «Если не произойдет ничего непредвиденного, до конца [2022-го] года 106 км с обходом Владимира настроены запустить», — заявил Марат Хуснуллин.

Вместе с тем он уточнил, что есть задержка с организацией необходимой инфраструктуры. «Немножко есть вопросы с инфраструктурой сопутствующей — будет чуть позже, но основной ход, чтобы снять трафик основной, мы уже запустим. ... А заправки, все остальное у нас запроектированы. Мы в этот раз будем строить намного быстрее, чем на предыдущих дорогах. Уже к декабрю у нас часть заправок уже появится на этом маршруте», — заметил вице-премьер.

Напомним: в июле этого года сообщалось, что ГК «Автодор» и ООО «Газпромнефть-Центр» заключили долгосрочные контракты аренды земельных участков для строительства двух АЗС на трассе М-12 в Московской области. Две зеркальные заправочные станции до конца этого года будут введены на 51-м километре дороги.

Саму же скоростную магистраль от Москвы до Казани протяженностью около 810 км должны запустить до конца следующего года. Правда, это будет основной ход дороги, работа на развязках, съездах, объектах придорожной инфраструктуры и пр. продолжится, она должна завершиться до конца 2024-го года.

То есть, как ожидается, полностью трасса М-12 будет готова для комфортного проезда примерно через два года.

При этом проезд по дороге будет платным. Ранее глава «Автодора» Вячеслав Петушенко рассказывал, что 1 км на новом участке в Московской области будет стоить около 4 рублей. Таким образом, весь путь от ЦКАД до трассы А-108 в районе Орехо-Зуево обойдется автомобилистам почти в 100 рублей.

Скорее всего, речь идет о легковых автомобилях. В таком случае для грузовиков тарифы будут выше.

Правда, пока информация о стоимости проезда по участку М-12 в Московской области не опубликована. В то же время в пресс-службе «Автодора» уточнили, что здесь также предусмотрена безбарьерная система взимания платы (free-flow), как и на ЦКАД. На отрезке установлена одна «рамка», которая фиксирует проезд транспортного средства по его регистрационному номеру.

Отметим: в рамках системы free-flow плату за проезд можно внести непосредственно во время движения — с помощью транспондера, перед началом пути или уже по факту проезда. В последних двух случаях это можно сделать через мобильное приложение «Автодора», на сайте «Автодор – Платные дороги» или в банкоматах «Элекснет».

На постоплату дается пять дней. Если в течение этого времени проезд не будет оплачен, выписывается штраф (1,5 тыс. рублей — для легковых автомобилей, 5 тыс. рублей — для грузовиков и автобусов). Однако если погасить задолженность в течение 20 дней с момента вынесения постановления, то штраф будет аннулирован.

Трасса «Казань-Екатеринбург»

Строительство обхода Набережных Челнов в Татарстане/Фото: пресс-служба Росавтодора

Продолжением скоростной магистрали М-12 «Москва-Казань» станет трасса «Казань-Екатеринбург» тоже длиной около 810 км. Единственное, она не будет полностью построенной с нуля: проект включает в себя как новые участки (от Дюртюлей в Башкортостане до Ачита в Свердловской области и в обход Набережных Челнов в Татарстане), так и реконструированные (а именно: расширенные до четырех полос) отрезки федеральных дорог М-7 «Волга» и Р-242 «Пермь-Екатеринбург».

«Мы также приступили полноценно к работам на маршруте «Казань-Екатеринбург», — рассказал Марат Хуснуллин. — Ведем подготовительные работы, осуществляем вынос коммуникаций, проектирование, полностью с регионами подготовили весь маршрут, включая, значит, трассировку и уже подготовку территории. Активно работаем на обходе Набережных Челнов».

Запустить движение на всем протяжении маршрута от Казани до Екатеринбурга тоже должны до конца 2024-го года.

При этом трассу увязали с кольцевой дорогой Екатеринбурга (ЕКАД), заключительный отрезок которой как раз таки открыли одновременно с первым участком М-12.

Кольцевая дорога вокруг Екатеринбурга

Открытие заключительного участка ЕКАД/Фото: пресс-служба Правительства Свердловской области

Напомним: строительство ЕКАД началось еще в 1994-м году. До недавнего времени недостроенным оставался отрезок длиной где-то около 10 км.

Ускорить работы как раз таки удалось благодаря тому, что кольцевую дорогу вокруг Екатеринбурга в 2020-м году включили в проект транспортного коридора от Москвы до Екатеринбурга.

В результате, было выделено опережающее финансирование (общий объем федеральной поддержки составил 12 млрд. рублей) и завершающий участок, который, наконец-то, замкнул кольцо вокруг города, открыли для движения, причем на два года раньше запланированного срока.

«Трассу «Казань-Екатеринбург» увязали с кольцевой дорогой вокруг Екатеринбурга. Это значительно повысит связность прилегающей территории, а также позволит запустить транзитный трафик в обход и разгрузить дорожную сеть Екатеринбурга», — заметил Марат Хуснуллин.

При этом он рассказал, что следующим этапом будет расширение с четырех до шести полос движения въездного участка в город длиной 27 км. По словам вице-премьера, в пятилетнем плане эти работы уже предусмотрены.

В свою очередь, губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев в ходе церемонии открытия попросил также включить в план расширение до четырех полос северного полукольца ЕКАД. Он подчеркнул, что это позволит связать транспортный коридор «Запад-Восток» с Северным широтным ходом и облегчит местным грузоотправителям выход на северные порты.

«Кольцевая дорога для более чем 2 млн. жителей агломерации объединяет в единое целое федеральные дороги в направлении Перми, Челябинска и Тюмени, а также важнейшие региональные дороги, одна из которых из Екатеринбурга через Нижний Новгород, Тагил и Серов обеспечивает связь с Ханты-Мансийским автономным округом», — заметил в своем выступлении министр транспорта РФ Виталий Савельев.

Трасса между Екатеринбургом и Челябинском

Открытие расшренного до четырех полос участка трассы М-5 «Урал» между Екатеринбургом и Челябинском/Фото: пресс-служба Росавтодора

Летом прошлого года во время запуска последнего участка ЦКАД было заявлено, что магистраль М-12 «Москва-Казань» продлят не только до Екатеринбурга, но и далее — до Челябинска и Тюмени.

Однако на самом деле на тот момент на участке трассы М-5 «Урал» от Екатеринбурга до Челябинска уже шли работы по расширению проезжей части до четырех полос движения. В частности, реконструкция велась на заключительном отрезке длиной около 40 км. В четверг, 8-го сентября, его в обновленном виде также открыли для движения.

Как подчеркнул Марат Хуснуллин, общая протяженность пути между двумя городами — 180 км. «Более 10 лет этой работой (расширением проезжей части – прим.) мы занимались. Сегодня ... мы готовы полностью всю трассу открыть», — отметил вице-премьер.

«Современная четырехполосная дорога с разделением потоков позволит в первую очередь обеспечить безопасность. Весь маршрут от Челябинска до Екатеринбурга протяженностью 180 км, он будет иметь четыре полосы движения. Очень важно, что теперь будут исключены такие тяжелые ДТП, как лобовое столкновение, потому что дороги будут иметь разделительный барьер», — уточнил от себя министр транспорта РФ Виталий Савельев.

При этом Марат Хуснуллин рассказал о том, как проходит работа над продлением транспортного коридора от Екатеринбурга до Тюмени.

«Продолжаем работы по подготовке и проектированию трассу «Екатеринбург-Тюмень». Там планируем 300 км, из них часть переводим из двух полос в четыре, делаем обходы трех населенных пунктов. Идет активное проектирование. До 2024-го года эту работу планируем завершить, деньги у нас в бюджете есть», — сообщил он.

От Санкт-Петербург до Владивостока

Владивосток/Фото: pxhere.com

Все три открытых участка входят в транспортный коридор «Восток-Запад», который в итоге должен выйти к границам Китая и Монголии.

На первом этапе, к концу 2024-го года, будет обеспечен комфортный проезд до Урала. «С учетом действующей автодороги «Нева» время в пути от Санкт-Петербурга до Екатеринбурга сократится почти в два раза с 31 до 17,5 часов», — подчеркнул в своем выступлении президент РФ Владимир Путин.

Как рассказал затем Марат Хуснуллин, далее запланированы работы «над обеспечением связности страны от Санкт-Петербурга до Владивостока». «Это более 12 тыс. км. ... Всего на этом маршруте находится 26 регионов в прямом влиянии и еще 26 находятся в зоне притяжения. ... В рамках этой работы мы подготовили возможность расширения [дорог] до четырех полос, обходы городов», — уточнил вице-премьер.

В частности, по его словам, в транспортный коридор войдут объездные дороги Омска, Новосибирска, Кемерова, Благовещенска, Хабаровска (эту трассу уже открыли для движения в июле этого года, она будет платной для проезда) и др. Завершится же работа над проектом расширением дороги до Владивостока и строительством Владивостокской кольцевой дороги.

При этом будут предусмотрены также выходы к участкам границы. Так, к границе с Казахстаном планируют выйти через Челябинск и Омск, к границе с Монголией — через Горноалтайск (с этой целью дорогу до Горноалтайска расширят до четырех полос), к границе с Северной Кореей и Китаем — через Владивосток.

Как следует из выступления Марата Хуснуллина, все эти работы могут завершить к 2030-му году.

Увязать с сетью логистических центров

«Впереди большая работа по формированию по-настоящему эффективных, удобных транспортных коридоров и на востоке, и на юге страны. И важным ее элементом является развитие крупных логистических центров, развитие хабов, обеспечивающих обработку грузов и их перераспределение между различными видами транспорта», — подчеркнул в ходе церемонии открытия новых участков дорог Владимир Путин.

Как сообщил в своем выступлении министр транспорта РФ Виталий Савельев, на самом деле ведомством уже ведется работа по строительству сети транспортно-логистических центров (ТЛЦ). Так, проектом предусмотрено 29 подобных комплексов, причем 18 из них уже введены в эксплуатацию, на трех идут строительно-монтажные работы, восемь находятся на стадии проектирования.

«Проекты ТЛЦ реализуются за счет средств частных инвесторов, что очень важно, без привлечения бюджетного финансирования. И основными компаниями-инвесторами являются: «ТрансКонтейнер», «РЖД», «Фининвест» компания... Критерием включения в опорную сеть является завершение строительства до 31-го декабря 2024-го года и поддержка в реализации проекта со стороны субъектов», — уточнил глава министерства.

Одним из крупных комплексов станет ТЛЦ «Уральский» площадью 130 га и мощностью 600 тыс. единиц контейнеров в 20-футовом эквиваленте в год. Внебюджетные инвестиции в этот проект составили 215 млрд. рублей.

Как можно было понять со слов губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, первую очередь центра должны запустить уже в этом месяце.