Не успели среагировать на отмену самоизоляции: оптовые цены на АИ-95 третий день зашкаливают выше исторического максимума

18 июня 2020 г.16:33

Оптовые цены на АИ-95 зашкаливают выше исторического максимума

Пресс-служба ООО «РН-Туапсинский НПЗ»

В четверг, 18-го июня, цена бензина АИ-95 на торгах Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) обновила свой исторический максимум и достигла 57,31 тыс. рублей за тонну. Прежний максимум, в 56,75 тыс. рублей за тонну, был установлен накануне, в среду. Опрошенные ТАСС эксперты объясняют такой резкий рост стоимости бензина тем, что нефтяники не успели нарастить производство топлива, сокращенное из-за режима самоизоляции.

Отметим, что во время режима самоизоляции, ограничившего передвижение на личном, общественном, а также коммерческом транспорте, оптовые цены на топливо, наоборот, падали. В апреле РБК сообщал о том, что топливо на бирже торгуется ниже себестоимости. Для того чтобы выправить ситуацию, Правительство пошло на временное двукратное сокращение норм биржевых продаж: с 10% до 5% от объема производства — для бензина, с 5% до 3% — для дизельного топлива.

Однако уже в мае, когда самоизоляционные ограничения по стране начали ослаблять, оптовая цена на АИ-95 в течение двух недель выросла на 10-11%, а с начала июня она увеличилась на 9%.

В прошлом рекорд по стоимости бензина (56,08 тыс. рублей за тонну АИ-95) принадлежал маю 2018-го года, когда увеличились цены на нефть и компании начали усиленно вывозить нефть и нефтепродукты на экспорт, создав тем самым дефицит на внутреннем рынке.

Кстати, именно после тех событий Правительство и разработало т.н. «демпфирующий механизм»: чтобы сдержать экспорт, нефтяникам доплачивают часть разницы между внешними и внутренними ценами. Однако в том случае, когда цены на топливо на мировом рынке оказываются ниже, выплаты в бюджет осуществляют нефтяники.

Последнее как раз таки произошло в этом году на фоне «карантинных» ограничений по всему миру и снижения стоимости нефти. Из-за того что топливо в других странах, где, в отличие от России на цену топлива не приходится такая налоговая нагрузка, значительно подешевело, Кабинет министров даже ввел запрет на импорт топлива до 1-го октября этого года.

Почему сейчас в России выросла оптовая цена бензина?

Опрошенные ТАСС эксперты считают, что рост цен связан с тремя факторами: ростом европейских цен на нефтепродукты, восстановлением спроса на внутреннем рынке из-за снятия самоизоляционных ограничений и с ремонтом нефтеперерабатывающих заводов.

«То, что сейчас наблюдается на внутреннем рынке с ростом цен — временное явление, у которого есть несколько причин», — отмечает начальник отдела экспертов по фондовому рынку «БКС Брокер» Василий Карпунин.

«В первую очередь — это нехватка топлива на самой бирже, — объясняет он. — Из-за режима самоизоляции, который действовал в апреле и мае, снизилось не только количество грузоперевозок, но и упал автомобильный трафик: население соблюдало рекомендации и меньше пользовалось общественным транспортом и личными автомобилями. Поэтому на внутреннем рынке сократилась и отгрузка нефтепродуктов».

«Вторая причина, — говорит эксперт, — плановые ремонты на НПЗ, которые решили провести пораньше, пока население не испытывало большой потребности в бензине».

Руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев также считает, что причина роста стоимости объясняется нехваткой топлива на бирже и в мелком опте. «Уменьшилась отгрузка топлива на внутреннем рынке, что также объективно понятно: при падении автомобильного трафика на 70-80% в апреле это было логично», — заметил он.

Аналитик «Финама» Алексей Калачев подчеркивает, что к этим факторам наложилось и решение Правительства продавать меньше топлива на бирже. «Нефтяники, естественно, этим воспользовались», — уточнил эксперт.

По подсчетам ТАСС, реализация бензинов АИ-92 и АИ-95 на бирже в мае упала на 32% по сравнению с маем 2019-го года, а с 1-го по 17-е июня (первые 12 рабочих дней этого месяца) — на 23% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Стоит ли ждать дальнейшего роста цен?

Фундаментальных предпосылок для дальнейшего роста биржевых котировок сейчас нет, считают эксперты. «Ограничения в регионах снимаются и потребность в топливе возросла, что говорит о восстановлении баланса спроса и предложения на топливном рынке. Поэтому нефтяники в скором времени нарастят объемы добычи, предложения станет больше, а цены скорректируются в сторону снижения», — говорит Василий Карпунин.

С ним согласен и Алексей Калачев, который называет текущую ситуацию лишь временным перекосом на рынке. По его словам, производство топлива носит инерционный характер: нефтяники, хоть и с небольшим лагом, но следуют за сигналами рынка.

В свою очередь, главный экономист VYGON Consulting Сергей Ежов объяснил, почему на АЗС цены растут не так быстро, как на бирже. В этом случае, отметил он, стабилизирующую роль играет действующий в российской налоговой системе демпфирующий механизм, поэтому даже в условии небольшого дефицита ожидать резкого роста стоимости топлива на заправках не стоит.

Кстати, во многом из-за демпфирующего механизма в свое время на заправках не наблюдалось и активного снижения цен, несмотря на значительное уменьшение цены в опте.

«При росте европейских котировок демпфер снижается. Благодаря этому, несмотря на увеличившиеся европейские цены, поставки на внутренний рынок сейчас осуществляются с премией. В этом ситуация сейчас коренным образом отличается от 2018-го года, когда был зафиксирован предыдущий пик цен», — говорит эксперт.

Что будет делать Правительство?

Таким образом, на данный момент на объемы предложения бензина и дизельного топлива на российском рынке косвенно влияют два фактора: запрет на импорт топлива в Россию и двукратное сокращение норматива минимального объема продаж топлива на бирже. Несмотря на то что они направлены на поддержку отечественных нефтепереработчиков, они вместе с тем снижают наполнение внутреннего рынка нефтепродуктами.

Эксперты считают, что на отмену запрета импорта Правительство не пойдет, однако увеличение минимального норматива продаж на бирже вполне возможно.

Алексей Калачев замечает, что, в принципе, у России нет проблем с объемами производства топлива, поэтому нефтяники смогут довольно быстро справиться с текущей ситуацией и удовлетворить возросший спрос автомобилистов.

«У нас избыточная производственная мощность. Мы полностью обеспечиваем себя производством топлива, а также активно экспортируем. Поэтому скоро все наладится. Конечно, АЗС могут воспользоваться ситуацией и немного поднять цены. Мы это, кстати, сейчас и видим. Но все же я не думаю, что им дадут это сделать. Во всяком случае сильно», — подытожил эксперт.