На морские грузоперевозки в Калининградскую область ввели фиксированные льготные ставки
18 июля 2023 г.11:50
Пресс-служба Правительства Калининградской области
Правительство РФ все-таки пересмотрело схему предоставления субсидий для выполнения морских грузовых перевозок в Калининградскую область из основной части России. Соответствующее постановление уже подписано, оно должно вступить в силу с 24-го июля 2023-го года. Одно из основных нововведений — то, что устанавливается фиксированный размер льготной ставки для грузовладельцев на каждый вид груза, а самим морским организациям для получения субсидии, благодаря которым эта льготная ставка и будет действовать, необходимо предъявить предварительные расчеты своих расходов, а не фактические, как это было изначально.
Напомним: субсидирование морских грузовых перевозок в Калининградскую область запустили осенью прошлого года. Однако несмотря на то что это решение в отдаленном регионе России действительно ждали (в связи с санкциями ЕС и ограничениями на транзит по территории Литвы чуть ли не основным способом доставки необходимых товаров как раз таки стал морской путь), тогда из пяти операторов морских линий заявки на субсидии подали только два.
Остальные решили даже и не претендовать на льготы, поскольку для их получения судоходным компаниям следовало собрать огромное количество документов, подтверждающих фактические расходы. Кроме того, сложным был расчет и самого льготного тарифа, предоставляемого грузовладельцам в обмен на полученные субсидии.
В итоге, средства, выделенные из федерального бюджета на субсидирование в прошлом году, так и не были выбраны.
Власти Калининградской области еще с прошлого года просили федеральное Правительство пересмотреть и упростить условия субсидирования. В начале года губернатор региона сообщил, что соответствующие договоренности уже достигнуты. Однако, во-первых, на тот момент уже был объявлен отбор на субсидии по старым правилам, а во-вторых, сами правила, как мы видим, на самом деле пересмотрели только через полгода.
Новые условия субсидирования
Основное — это установление фиксированного льготного тарифа для каждого вида груза (а напомним, субсидируются перевозки только тех товаров, которые попали под санкционные ограничения). При этом определен еще и минимальный размер расходов грузовладельца, в соответствии с которым он в принципе может рассчитывать на льготы.
Одновременно упрощаются и условия получения субсидий для морской компании, благодаря которым она как раз таки и сможет вводить льготный тариф на перевозки. Если до недавнего времени она должна была предоставить все необходимые документы, подтверждающие фактические расходы, то теперь достаточно будет предварительных расчетов предполагаемых расходов.
Таким образом, «теперь компании избавлены от необходимости подготовки огромного объема документов, подтверждающих право пользования тарифной ставкой, сокращены трудозатраты на расчеты индивидуальных тарифов», подчеркивают в пресс-службе Правительства Калининградской области.
Кроме того, стоит отметить, расширяется сам перечень расходов, подлежащих частичной компенсации. В него, например, включены расходы на приобретение топлива, запчастей, инструментов и инвентаря, необходимых для выполнения перевозок, расходы на обязательное медицинское страхование персонала и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, расходы на уплату платежей, налогов и сборов, предусмотренных в связи с осуществлением морских грузоперевозок.
При этом сам перечень становится исчерпывающим (без всякого «и другие виды расходов»), а каждый пункт в нем довольно детально расписывается.
Все это «качественно упрощает процедуру и повышает эффективность системы субсидирования для всех операторов, работающих на паромных линиях», отмечает губернатор региона Антон Алиханов.
Правда, пока непонятно, когда будет объявлен новый отбор на субсидии по новым правилам...
Морской путь как основной
Напомним: в соответствии с санкциями ЕС, ограничен транзит по территории Литвы некоторых видов товаров, перемещаемых между Калининградской областью и основной частью России. Автотранспортом их перевозить через балтийскую республику в принципе нельзя, а по железной дороге — только в пределах установленных квот.
При вычерпании этих квот единственным вариантом обеспечения отдаленного региона всем необходимым остается морской путь.
Вместе с тем морские перевозки в совокупности с сопутствующими работами и услугами (довоз до порта, погрузка/разгрузка, аренда терминалов и пр.) стоит дороже наземной. Чтобы уравнять ее по стоимости с железнодорожной доставкой, и были введены субсидии, позволяющие морским операторам снижать свои тарифы.