Даже с учетом субсидий перевозка грузов в Калининград морем выходит в несколько раз дороже, чем по суше транзитом через Литву

8 декабря 2022 г.12:23

Субсидии не компенсируют расходы на морскую доставку грузов в Калининград

Пресс-служба Правительства Калининградской области

Субсидирование морских перевозок грузов в Калининградскую область не компенсирует удорожание логистики по сравнению с сухопутным маршрутом через Литву. Такое мнение, отмечает ТАСС, высказал заместитель директора Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт», начальник Калининградского управления Андрей Мошков. По его оценкам, расходы при доставке одного и то же груза фурой (ранее) приблизительно в три раза ниже, чем по морю (сейчас).

«Заявления, которые мы сейчас получаем от ряда клиентов, говорят о том, что даже при установлении льготной ставки морских перевозок [в размере] ноль либо один рубль полностью компенсировать удорожание для потребителя услуг мы не можем», — подчеркнул Андрей Мошков на заседании Комитета по транспорту и таможенной политике Калининградской торгово-промышленной палаты.

«Яркий пример, как ехала раньше фура до Москвы: это 100-150 тыс. рублей — «Калининград-Москва» — стоимость перевозки 80-кубовой фуры, — пояснил он. — Теперь, с учетом того, что резервов для перевозки на паромах нет, потребителю услуг, грузоотправителю необходимо перегрузить эти 80 «кубов» в два 40-футовых контейнера, арендовать эти контейнеры, потому что в собственности мало у кого они находились, довести до порта, перегрузить на судно, выгрузить с судна и доставить из порта до Москвы. Теперь эта история для клиента стоит и 350 тыс., и 400 тыс. рублей».

По словам Андрея Мошкова, из указанной суммы только 100 тыс. рублей — это стоимость субсидируемого морского фрахта контейнера, остальное же является дополнительными издержками.

Этим фактом, кстати, он объяснил и недостаточное число заявок на субсидирование перевозок от операторов морских линий. «Распорядителем средств выступает «Росморречфлот». Им было проведено несколько отборов на участие в конкурсе на получение субсидий, и, как вы видели, из пяти операторов, [работающих на линии до Калининграда], подали заявления только два», — рассказал Андрей Машков.

Заявки на субсидии подали АО «Совфрахт», обслуживающее линию «Санкт-Петербург – Калининград», и ФГУП «Росморпорт», которое оперирует железнодорожными паромами на линии «Усть-Луга – Калининград». Эти две заявки были одобрены.

В свою очередь, заместитель председателя Правительства Калининградской области Александр Рольбинов подчеркнул, что региональные власти продолжают работать над упрощением механизма субсидирования. «Будем стараться выполнить задачу с тем, чтобы облегчить и расширить круг получателей этой субсидии», — отметил он.

Напомним: наращивание морских перевозок между Калининградской областью и основной частью России стало необходимостью на фоне ограничения транзита т.н. «санкционных» грузов по территории Литвы. В соответствии с позицией Евросоюза, автомобильные перевозки подобных грузов через Литву вообще запрещены, а железнодорожные возможны лишь по квотам — не более средних значений объемов за последние три года.

При исчерпании этих квот для доставки «санкционных» грузов между Калининградской областью и основной частью России остается только один путь — по морю, который дороже автомобильного и железнодорожного.

Чтобы снизить затраты грузовладельцев, в сентябре было принято решение о субсидировании морских перевозок в Калининградскую область и из нее, что на практике предусматривает установление льготных тарифов. Предполагалось, что до конца года объем выделенных субсидий составит 1,3 млрд. рублей, на эти средства в обе стороны планировали перевезти около 900 тыс. тонн грузов.