Министерство энергетики готовится ввести запрет на экспорт бензина

30 апреля 2021 г.14:57

Министерство энергетики готовится ввести запрет на экспорт бензина

Официальный сайт Правительства Хабаровского края

Министерство энергетики готовится временно ограничить экспорт бензина. В пятницу, 30-го апреля, ведомство представило проект соответствующего постановления. Документ предусматривает запрет на вывоз бензина сроком до трех месяцев.

Еще накануне, 29-го апреля, Министерство энергетики вынесло на обсуждение проект постановления, который в принципе расширяет перечень товаров, экспорт которых может быть ограничен. В этот перечень ведомство предложило включить бензины от 80-го до 98-го, а также легкие дистилляты.

При этом само по себе наличие бензина в этом списке не означало бы ограничение его экспорта. Постановление просто дало бы возможность вводить запрет в исключительных случаях — когда на внутреннем рынке наблюдается дефицит топлива.

Однако сегодня ведомство опубликовало проект документа, который в случае принятия даст непосредственную команду на запрет.

Как подчеркивается в пояснительной записке, временное ограничение, которое продлится три месяца, должно обеспечить внутренний рынок достаточным объемом топлива в период массовых плановых ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах и высокого спроса на бензин.

При этом запрет не будет распространяться на «сквозной» транзит бензина по территории России, вывоз бензина в регионы России через территорию иностранных государств, вывоз бензина физическими лицами для своего пользования, а также, естественно, на бензин, который находится в транспортном средстве и используется для его заправки.

Чем-то таким уже пугали нефтяные компании

В 2018-м году, когда точно так же на фоне подорожания нефти нефтяные компании усилили поставки сырья и нефтепродуктов за рубеж и на внутреннем рынке образовался дефицит топлива, что привело к резкому росту цен на АЗС, бывший тогда премьер-министром Дмитрий Медведев обещал ввести заградительные пошлины на экспорт, если компании не будут выполнять свои обязательства по наполнению внутреннего рынка и стабилизации оптовых цен на топливо.

Позже, в 2019-м году, когда уже ввели демпфирующий механизм для регулирования топливного рынка, который, правда, в первые месяцы не сработал и через несколько месяцев был скорректирован, в Правительстве обсуждали возможность введения лицензирования экспорта (когда поставки за рубеж разрешаются только после того, как достаточные объемы топлива направлены на внутренний рынок). В результате, дальше обсуждений ничего не пошло, однако «в обмен» нефтяные компании согласились сдерживать рост розничных цен на топливо.

Сейчас ситуация в какой-то мере повторяется. В конце декабря начали расти мировые цены на нефть, в то время как демпфирующий механизм, призванный регулировать рынок, не оправдал ожидания нефтяников. С марта и до конца 2020-го года (и даже еще дольше — до февраля этого года) вместо компенсаций за частичный отказ от экспорта они, наоборот, платили в бюджет, а потому воспользовались подорожанием нефти, чтобы самим компенсировать свои убытки.

Как следствие, предложение топлива на внутреннем рынке значительно уменьшилось (тем более что его производство на фоне коронавирусной инфекции в принципе было сокращено) и резко выросли оптовые цены на бензин. В марте оптовая цена на АИ-92 «пробила» максимум, установленный в кризисном 2018-м году. В целом, к середине марта цена в опте выросла более чем на 12%, а в рознице — на 1,7%.

В рознице цены так не росли только из-за действующего соглашения сдерживать их в пределах инфляции.

В итоге, Правительство согласилось еще раз скорректировать формулу демпфирующего механизма, которая, увеличивая компенсационные выплаты нефтяникам, должна заработать с 1-го мая этого года. После этого оптовые цены на бензин пошли вниз.

Правда, в то же время начал дорожать бензин в рознице. К концу апреля рост цен на АИ-92 составлял уже 3,8%.