К полномасштабному строительству моста через Лену в Якутии приступят в начале следующего года, но федеральный бюджет профинансирует только треть стоимости работ
14 ноября 2023 г.11:20
commons.wikimedia.org
Полномасштабное строительство моста через Лену в Якутии планируют начать в I квартале 2024-го года. Об этом в интервью ТАСС на площадке Международного форума-выставки «Россия» заявил глава республики Айсен Николаев. Однако, по его словам, в федеральном бюджете на финансирование работ предусмотрено 45 млрд. рублей, что на самом деле составляет только третью часть от стоимости проекта. Хотя до этого сообщалось, что федеральный бюджет возьмет на себя долю в 50% при условии, если цену моста снизят. Ее, кстати, снизили...
«Правительством России, в том числе в трехлетнем бюджете, в бюджетных проектировках на последующие годы предусмотрено 45 млрд. [рублей]. Соответствующие суммы у себя в бюджете мы тоже начинаем предусматривать», — рассказал Айсен Николаев.
При этом он отметил, что финансовые партнеры проекта также заявляют о готовности участвовать в нем.
Таким образом, масштабное строительство моста планируют начать в I квартале следующего года с тем, чтобы в соответствии с поручением президента РФ Владимира Путина завершить все работы и ввести транспортный переход в эксплуатацию до конца 2028-го года.
Долгие споры вокруг финансирования
Вместе с тем, напомним, изначально в конце 2019-го года, когда на федеральном уровне проекту моста через Лену дали ход, планировалось, что основной грант в размере 75% на строительство искусственного сооружения выделит федеральный бюджет. Доля регионального финансирования составит 10%, а еще 15% вложат частные инвесторы.
Тогда, кстати, общая стоимость проекта оценивалась в 83,4 млрд. рублей.
Однако затем федеральные власти стали выставлять совершенно другие условия. Весной 2021-го года вице-премьер РФ Марат Хуснуллин уже заявлял, что грант из федерального бюджета составит не более 50%, а летом того же года максимальный лимит федерального финансирования снизили до 30%.
В итоге, к февралю 2022-го года вопросы финансирования моста через Лену так и не были решены, а после 24-го февраля 2022-го года стоимость сооружения подскочила сразу в два раза.
Региональным властям пришлось пересматривать проект с тем, чтобы снизить его стоимость хотя бы до 120 млрд. рублей. Правда, в ответ на это Правительство РФ обещало профинансировать строительство на 50%.
В июне этого года Айсен Николаев заявил, что некоторые проектные решения действительно смогли изменить (по его уверениям, без риска для безопасности транспортного перехода), благодаря чему цена сооружения уменьшилась со 170 млрд. до 130 млрд. рублей.
Однако 45 млрд. рублей, которые, по словам главы Якутии, сейчас предусмотрены в федеральном бюджете на строительство моста, это точно не 50% от стоимости проекта, а только где-то его третья часть...
Это вам не Крымский мост
На самом деле проект моста через Лену в Якутии обсуждается уже не одно десятилетие. И как минимум один раз его уже пробовали реализовать, однако после 2014-го года средства, которые были выделены под Ленский мост, пошли на строительство транспортного перехода через Керченский пролив.
Последний, кстати, полностью финансировался из федерального бюджета (почти 230 млрд. рублей на тот момент).
При этом мост через Лену важен не только для Якутии, но и для всего Дальнего Востока. Как минимум, он обеспечит круглогодичную транспортную доступность для 83% жителей республики и свяжет Якутск постоянной транспортной связью с основной дорожной сетью страны.
А как максимум, станет началом дорожного объединения отдаленных районов в дальневосточных регионах.
В целом, по проекту, протяженность моста вместе с подходами составит около 11 км. Он пройдет в 30 км от Якутска — между селами Старая Табага и Хаптагай на разных берегах Лены.
Поскольку в проект будут также вложены частные средства, проезд по искусственному сооружению будет платным, но только для грузовых автомобилей.