Итоги недели: пока Россия ищет новые транспортные связи, страны Центральной Азии укрепляют свою логистическую роль

9 июня 2025 г.09:00

Итоги недели в мире транспорта и логистики

pxhere.com

Пока Россия в своем санкционном положении ищет новые логистические связи, укрепляя сотрудничество с Северной Кореей и планируя у себя новые международные форумы, страны Центральной Азии продолжают ловить момент, чтобы провести через свою территорию как можно больше транспортных коридоров, упрочив свое место не только на региональном, но и на глобальном рынке. Активно в этом направлении, например, предлагает себя Узбекистан. Казахстан же по-прежнему продолжает использовать тот факт, что он непосредственно граничит с Китаем.

Узбекистан как выход на европейские рынки

Узбекистан и Турция договорились с 2026-го года полностью перейти на электронный обмен разрешениями на грузовые перевозки.

С одной стороны, это будто бы касается только Узбекистана и Турции, однако с другой стороны, не так давно страны согласовали совместные усилия по развитию транспортного коридора «Узбекистан-Туркменистан-Иран-Турция», чему будет способствовать и электронный (то есть более упрощенный) формат «дозволов».

Чем хорош этот транспортный коридор?

Он, во-первых, может использоваться для доставки европейских товаров из Турции (а Турция сейчас стала просто консолидационным хабом европейских товаров) в страны Центральной Азии.

А во-вторых, транспортный коридор «Узбекистан-Туркменистан-Иран-Турция» открывает и тому же Китаю выход на европейские рынки, причем сухопутный выход — без неоднократных перегрузок/перевалок, как это происходит при использовании т.н. Транскаспийского маршрута через Казахстан и акваторию Каспийского моря.

Узбекистан как выход на страны Азии

В Узбекистане организовали первую пилотную автомобильную перевозку грузов по маршруту «Узбекистан-Кыргызстан-Китай-Монголия».

Казалось бы, это прежде всего касается самого Узбекистана, который расширяет свои логистические связи.

Однако одновременно речь идет еще и о том, что Узбекистан показывает, как его территорию можно использовать для доставки товаров в те страны, которые непосредственно граничат с Россией и чаще используют транспортные коридоры, проходящие именно через РФ.

Потому что маршрут «Узбекистан-Кыргызстан-Китай-Монголия» вполне себе может стать продолжением транспортного коридора «Турция-Иран-Туркменистан-Узбекистан», с которого открывается и прямой выход на Европу.

Казахстан как драйвер для Афганистана

Казахстан и Пакистан подписали соглашение о развитии грузовых перевозок.

Но дело в том, что развитие грузовых перевозок между двумя этими странами предполагает и активное использование Трансафганского коридора, то есть наращивание логистической инфраструктуры в Афганистане. Как минимум, потому, что именно Афганистан обеспечивает кратчайший путь между Казахстаном и Пакистаном.

В принципе, Афганистан уже на протяжении нескольких последних лет рассматривается странами региона как перспективное логистическое направление, открывающее через пакистанские порты выход к Мировому океану.

Однако Казахстан и здесь старается вести себя как более самостоятельный игрок.

Если Узбекистан и Россия совместно вписались в проект Трансафганской железной дороги «Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар», то Казахстан работает отдельно, над другим планом — провести железнодорожную магистраль не от границы Афганистана с Узбекистаном, а от границы с Туркменистаном.

А вдруг антироссийские санкции затормозят строительство Трансафганской железной дороги?.. Надо же на этот случай иметь альтернативный вариант...

Казахстан как консолидационный хаб для Китая

На днях в казахстанском Алматы открывается совместный с Китаем терминал Zhetysu.

А так как Алматы находится в непосредственной близости к границе с Кыргызстаном, а у Кыргызстана, который хоть и граничит с Китаем, железнодорожного сообщения с Китаем пока нет, можно с легкостью предположить, что новый терминал будет использоваться в том числе для перевалки грузов для Кыргызстана.

Плюс, через Алматы идет транспортный коридор на Узбекистан.

Таким образом, Казахстан упрочивает свою посредническую логистическую роль для Китая: не только для связи со странами ЕС по Транскаспийскому маршруту, но и для выхода на рынки Центральной Азии.

Санкционная Россия как стратегический партнер для санкционной Северной Кореи

Если ранее между двумя странами существовало только железнодорожное сообщение, а автомобильный мост на границе в свое время был даже оценен как неперспективный, поскольку для него не хватало грузовой базы, то сейчас строительство автомобильного моста уже началось.

И что интересно, в отличие от действительно перспективных проектов на границе с Китаем (например, железнодорожный мост «Нижнеленинское-Тунцзян» и автомобильный мост «Благовещенск-Хэйхэ»), которые реализовывались долгими годами, мост на границе с КНДР обещают построить в очень сжатые сроки — всего за один год.

Если к непосредственному строительству приступят 19-го июня этого года (официальный старт работам уже дан), то сдать транспортный переход, по планам, должны уже к 19-му июня 2026-го года.

К этому же времени должен быть готов и соответствующий автомобильный пункт пропуска.

Для сравнения: мост «Благовещенск-Хэйхэ» на границе с Китаем открыли в июне 2022-го года, а автомобильный пункт пропуска, обслуживающий его, до сих пор принимает только грузовые автомобили (в ограниченном режиме) и несколько пассажирских автобусов в день.

Россия как площадка для проведения международных форумов

В конце апреля следующего года в Санкт-Петербурге планируют провести первый Международный транспортно-логистический форум, который впоследствии, как стоит ожидать, будет уже ежегодным.

Форум, естественно, предназначен для поиска новых логистических партнеров, развития новых транспортных коридоров и пр. и пр., в чем нуждается Россия, которая после 2022-го года была вынуждена переориентироваться с привычного для себя западного на новые направления.

Подготовка к форуму якобы уже началась...

...

Хороших вам новостей! И продолжайте следить с нами за последними событиями в мире транспорта и логистики!