До 40% калининградских перевозчиков простаивают из-за ограничений автомобильного транзита по Литве
15 июля 2022 г.12:15
Калининградская областная таможня
Ограничения на автомобильный транзит грузов между Калининградской областью и основной частью России поставили в ситуацию простоя от 30% до 40% грузовиков региональных транспортных компаний, задействованных в международных перевозках. Такое мнение в комментариях ТАСС высказал председатель общественного совета при Министерстве развития инфраструктуры Калининградской области, которое занимается вопросами транспорта, генеральный директор компании-перевозчика «Рустранссервис» Леонид Степанюк.
Напомним: с 18-го июня Литва прекратила пропуск по своей территории грузов, включенных в санкционные списки ЕС, которые следовали в Калининградскую область из основной части России и в обратном направлении. Под ограничения попали как автомобильные, так и железнодорожные перевозки.
Однако в среду, 13-го июля, Еврокомиссия опубликовала дополнительные разъяснения по этому вопросу, из которых следует, что ограничения на железнодорожный транзит при условии контроля за перевозимыми грузами будут сняты. Вместе с тем запрет на транзит санкционных товаров автомобильным транспортом, выполняемый российскими компаниями, сохраняется.
«Сам факт, что железнодорожный вопрос решился, конечно, очень отрадно для области. Это крайне важно, потому что все грузы, которые важны для Калининграда, для его жизнедеятельности, главным образом, конечно, шли по железной дороге. Но сегодня в комментарии нашего губернатора Антона Андреевича Алиханова прозвучала цифра — 700 тыс. тонн [в год] — это те грузы, которые не разрешены к перевозке автомобильным транспортом», — отметил Леонид Степанюк.
«Сейчас машины, которые возили эти грузы, вынуждены стоять. По моим оценкам, это где-то, возможно, почти половина транспорта [калининградских компаний] сейчас по этой причине не обеспечена грузом», — подчеркнул он.
Собеседник ТАСС считает, что проблема автомобильного транзита напрямую затрагивает порядка 15-18 тыс. работников около 1 тыс. транспортных предприятий Калининградской области, в чьем парке суммарно находится порядка 9 тыс. грузовых автомобилей.
В целом по России в западном направлении работали порядка 45 тыс. машин, значительная часть этого транспорта также затронута ограничениями автомобильного транзита. Проблему нужно решать на федеральном уровне, уточнил Леонид Степанюк.
Альтернативой перевозкам санкционных грузов, которые доставлялись грузовиками, могут стать паромы, но такие перевозки будут дороже. Кроме того, паромы, которые курсируют по линии «Усть-Луга – Балтийск», железнодорожные и не вполне приспособлены для перевозки автомобильных грузов. С автомобильным транспортом на паромной линии, фактически, работает только один теплоход «Урса майор».
«Ситуация достаточно сложная. Многие предприятия, в том числе и мое, находятся в подвешенном состоянии, мы озадачены тем, каким образом ее решать», — пояснил генеральный директор «Рустранссервиса».
При этом европейские перевозчики не ограничиваются в праве перевозки грузов по территории России, в том числе в Калининград. Из-за такой монополии цены на доставку товаров зарубежными компаниями «в пять раз выросли по сравнению с ценой, за которую мы (российские компании – прим.) возим», заметил собеседник агентства.
Он считает, что ответной мерой могли бы стать ограничения на грузовые перевозки в Россию зарубежными перевозчиками. По мнению Леонида Степанюка, это могло бы обеспечить работой российских международных перевозчиков и снизить стоимость услуги в 2-3 раза. Механизмом могло бы стать создание перегрузочных пунктов на границе, где грузы, которые перевозят по своей территории европейские перевозчики, передавались бы российским операторам.
«Пускай они везут по своей территории, а мы будем везти по своей», — подчеркнул он, заметив, что таким образом проблема решена в Беларуси.
На самом деле российские перевозчики «проталкивают» введение приграничного порядка грузовых перевозок со странами ЕС еще с апреля, когда им и их белорусским коллегам запретили въезд на территорию Евросоюза и Беларусь в качестве ответной меры как раз таки предприняла описанные выше шаги.
В конце июня заявлялось, что этот вопрос будет решен в ближайшие дни, однако до сих пор никаких подвижек в этом направлении нет.
В свою очередь, власти Калининградской области подчеркивают, что будут добиваться снятия ограничений на автомобильный транзит грузов, а при их сохранении настаивать на ответных мерах (каких именно, пока не уточняется).