Дмитрий Медведев пригрозил наказывать компании за завышение цен на топливо

2 июля 2019 г.11:48

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев

kremlin.ru

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев пригрозил наказывать компании за завышение цен на топливо в отсутствие ценовых соглашений. Об этом, как передает ТАСС, он заявил на встрече с вице-премьерами.

«Обратный акциз, демпфер, цена отсечения... Никто не понимает, что это такое, а людям важны цены как на бензоколонке, так и цены, которые есть в авиакассах. Поэтому, Дмитрий Николаевич [Козак], нужно следить за тем, что происходит. Если все-таки кто-то заиграется и посчитает, что в отсутствие соглашений можно проводить какую-то самостоятельную политику на этом рынке, он за это поплатится: придется тогда все-таки вернуться к той непопулярной идее для компаний, которую мы с вами неоднократно обсуждали», — сказал глава Правительства.

По всей видимости, речь идет о введении заградительных пошлин на нефть. Такой перспективой нефтяным компаниям грозили еще в прошлом году, когда с 30-го мая договорились с ними о сдерживании роста розничных цен.

При этом в рамках проводимого «налогового маневра» повышение экспортных пошлин и без того предусмотрено: в случае форс-мажора (подорожания нефти на мировом рынке в течение месяца более чем на 15%) Правительство имеет право увеличить размер пошлин до 60% от действующей ставки.

На встрече с вице-премьерами Дмитрий Медведев также подчеркнул, что экономические механизмы регуляции цен на топливо хороши сами по себе. «То, что будут действовать сдерживающие факторы, мы на это рассчитываем», — подчеркнул он. При этом, озвучив перспективы для желающих необоснованно повышать цены на топливо и керосин, глава Правительства заметил, что хотел бы, чтобы компании, которые занимаются поставками нефтепродуктов, его слова услышали, а вице-премьер Дмитрий Козак имел это в виду в своей работе.

Говоря в целом о ситуации на розничном рынке моторного топлива, Дмитрий Медведев напомнил, что с 1-го июля прекратило свое действие соглашение между Федеральной антимонопольной службой, Министерством энергетики и крупнейшими нефтяными компаниями. Оно было заключено в ноябре прошлого года и предусматривало сдерживание роста мелкооптовых и розничных цен в пределах текущей инфляции.

«Сама по себе договоренность позволила избежать необоснованного повышения цен, но, конечно, всех волнует вопрос, что будет с ценами на бензин, на дизельное топливо дальше, тем более что лето — это период традиционно высокого спроса», — сказал премьер-министр.

По его словам, указанное соглашение было временной мерой: в идеале должны работать экономические механизмы. В частности, он упомянул механизм возвратного акциза на переработанную нефть, который заработал с начала 2019-го года (он предоставляется тем компаниям, которые модернизировали свое производство или подписали обязательства провести модернизацию в течение трех лет), а также частичную компенсацию разницы между экспортными и внутренними ценами (т.н. демпфирующий механизм).

«Также нужно сделать более прозрачной систему биржевых торгов, о чем мы тоже на совещании говорили в Правительстве», — добавил Дмитрий Медведев.

По мнению главы Кабинета министров, очень важно в переходный период от действия соглашения с нефтяниками к обычному порядку обеспечить его спокойное прохождение.

Отметим, что основные надежды на стабилизацию внутреннего топливного рынка в Правительстве возлагают на демпфирующий механизм, который должен компенсировать нефтяным компаниям часть прибыли, недополученной из-за отказа от приоритеных поставок нефтепродуктов на экспорт.

Механизм был введен вместе с «обновленным» «налоговым маневром» с 1-го января 2019-го года. Однако в первом квартале он показал свою неэффективность: нефтяные компании не получали компенсации в тех размерах, на которые рассчитывали, и терпели убытки. По оценкам главы «Лукойла» Вагита Алекперова, к марту потери нефтяных компаний достигли суммы в 50 млрд. рублей.

Позже нефтяные компании согласились продлить действие соглашения еще на три месяца (оно должно было истечь 1-го апреля) только при условии, что параметры демпфирующего механизма будут пересмотрены.

Вместе с тем изменение механизма требует дополнительно порядка 190 млрд. рублей из бюджета. Их решили извлечь путем увеличения налоговой нагрузки на нефтяные компании — повышение ставки по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и введение акциза на те нефтепродукты, которые ранее не облагались акцизами (средние дистилляты, мазут и вакуумный газойль).

Обновленные параметры Государственная Дума должна была утвердить до 1-го июля, однако этого еще не произошло: ожидается, что соответствующий законопроект будет рассмотрен в августе.