«Деловая Россия»: строительство моста через Лену потребует новых мер поддержки малого бизнеса в Якутии

18 февраля 2020 г.14:45

Строительство моста через Лену потребует новых мер поддержки МСП в Якутии

wikipedia.org

Строительство автомобильного моста через реку Лену в Якутии, который планируют сдать в 2025-м году, по мнению экспертов, повлечет улучшение транспортно-логистического комплекса региона и, как следствие, развитие малого бизнеса, сообщила ТАСС председатель регионального отделения «Деловой России» Альбина Кычкина. Это, в свою очередь, потребует дополнительных региональных мер поддержки местных предпринимателей, которым придется конкурировать с крупными федеральными игроками, проявляющими большой интерес к региону.

«Безусловно, мост изменит текущую картину малого и среднего предпринимательства в регионе. С усилением конкуренции в Якутии местному бизнесу предстоит более усиленно двигаться в сторону развития, повышать уровень сервиса и приводить цены в соответствие с качеством. И здесь важно ни в коем случае не допустить глобальной торговой экспансии крупных компаний из регионов России, необходимо уже сейчас предусмотреть виды государственной поддержки якутского бизнеса и оптимальные направления для развития и повышения качества с учетом будущих изменений», — сказала Альбина Кычкина.

По ее словам, появление моста даст импульс к развитию строительной отрасли и рынка недвижимости. Она отметила, что ожидает появления в регионе новых гостиничных комплексов и туристических объектов.

«Ввод в эксплуатацию моста позволит расширить бизнес за счет привлечения новых клиентов, стабильности поставок и удобной логистики. Повысится привлекательность создания новых производств. Надеюсь, что Якутия перестанет быть территорией, с которой неудобно вести бизнес», — подчеркнула собеседница агентства.

Местные предприниматели уже проявляют интерес к территории вокруг будущего моста и готовятся реализовывать свои проекты, которые будут выгодны не только для них, но и для местного населения. Так, в администрацию Мегино-Кангаласского района уже начали поступать предложения об открытии автозаправочных станций на территории села Хаптагай в районе строительства моста, сообщил первый заместитель главы Мегино-Кангаласского района Владимир Птицын.

По словам главы администрации Хаптагая Екатерины Гаврильевой, в настоящее время в селе нет АЗС, и власти готовы предоставить участки под них. «Мы выделим [землю под строительство], конечно, пускай работают. Сейчас у нас нет автозаправки, только в Нижнем Бестяхе (около 30 км от Хаптагая – прим.)», — сказала она.

Логистический центр

Эксперты считают, что строительство моста позволит создать в Якутске транспортно-логистический узел, где сойдутся железная дорога, три региональные автомобильные дороги, а также речной транспорт и авиация.

Важную роль в этой структуре должна сыграть крупная железнодорожная станция в поселке Нижний Бестях в 30 км от Якутска. Однако город и поселок расположены на разных берегах Лены: летом грузы и пассажиров приходится перевозить на пароме, зимой — по льду, а во время ледостава и ледохода — на судах на воздушной подушке.

«Мы ограничены в возможности регулярного сообщения, доставки грузов, пассажиров, мост же дает возможность постоянного движения, круглогодичное движение. Мы сократим затраты в сезонный навигационный период», — пояснил президент Торгово-промышленной палаты Якутии, депутат, член Комитета по предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры Государственного собрания республики Владимир Членов.

По его мнению, автомобильный мост будет способствовать не только перераспределению транспортных потоков, но и расширит спектр рабочих мест, доступных населению на обоих берегах. Так, жители Якутска смогут ездить на работу в Нижний Бестях и наоборот.

Помимо того, беспрерывное транспортное сообщение получат жители Вилюйской группы улусов — районов, где протекает река Вилюй, — Вилюйского, Верхневилюйского, Нюрбинского и Сунтарского, где проживают около 120 тыс. человек.

О проекте

Консорциум группы «ВИС» и «РТ — Развитие бизнеса» (дочерняя структура госкорпорации «Ростех») — «Национальная инфраструктурная компания» — стал победителем торгов на строительство автомобильного моста через Лену. «РТ — Развитие бизнеса» владеет 33,4% в консорциуме, у ВИС — 66,6%.

Строительство моста через Лену вошло в проект национальной программы по развитию Дальнего Востока. Проект позволит создать в городе транспортно-логистический узел, где сойдутся несколько федеральных маршрутов: железнодорожный, речной и авиационный, а также автомобильные дороги федерального значения — «Вилюй», «Лена» и «Колыма».

Открытие моста, как предполагается, приведет к росту грузоперевозок в регионе в три раза — до 6 млн. тонн в год. Проезд по мосту будет платным для грузовиков. В зависимости от габаритов автомобиля заплатить придется от 944 до 2 018 рублей.

Ввод моста в эксплуатацию ожидается в 2025-м году. Его возведут в 30 км от Якутска в самом узком месте речного русла — рядом с селом Старая Табага Якутского городского округа. Протяженность самого мостового перехода составит 3,12 км, подъездных подходов к нему — 10,9 км. По условиям концессии, проектирование и госэкспертиза должны завершиться к середине 2021-го года, строительство моста начнут в четвертом квартале 2021-го года.

Согласно паспорту объекта, капитальные расходы рассчитываются в размере 77,9 млрд. рублей, прочие расходы — около 5,5 млрд. рублей. На этапе проектно-изыскательских работ будут задействованы только средства концессионера, а с 2021-го года, когда на объекте начнутся непосредственные строительные работы, понадобится федеральное финансирование.

Это будет первый мост через Лену в регионе. Прямо сейчас только 20% жителей Республики Якутия находятся в зоне круглогодичной доступности. Когда мост будет построен, процент жителей, имеющих связь с «внешним миром», вырастет до 83.