Чтобы стабилизировать цены на топливо: Правительство обновило правила продаж топлива через биржу
7 мая 2021 г.12:36
spimex.com
Правительство приняло новые правила продаж топлива через биржу. Как объяснили в пресс-службе Кабинета министров, усовершенствование механизмов биржевых торгов позволит избежать резких скачков розничных цен на топливо.
Напомним: крупные нефтяные компании обязаны часть произведенного ими топлива направлять на биржу, где независимые АЗС могут купить эти нефтепродукты по рыночным ценам. «Такой подход снижает риски монопольного ценообразования, ведь многие доминирующие игроки топливного рынка обладают собственной сетью АЗС», — подчеркивают в Правительстве.
В феврале этого года для стабилизации ситуации на топливном рынке нормативы продаж на бирже были увеличены: для бензина — с 10% до 11% от произведенных объемов, для дизельного топлива — с 6% до 7,5%. Однако до недавнего времени эти новые цифры в правилах биржевых торгов не были отражены.
Помимо повышенных нормативов, в новых правилах также учли возможность поставок топлива через биржу автомобильным транспортом, в то время как прежде главным образом предусматривались поставки трубопроводом или по железной дороге.
«Это позволит отдельным компаниям отгружать еще больше нефтепродуктов. Также гарантируется, что реализованное на бирже топливо дойдет до пунктов, где покупатели забирают товар», — объяснили в пресс-службе.
Кроме того, в новых правилах расписали, что означает регулярность и равномерность продаж через биржу, которые, в принципе, были среди основных требований и ранее, однако их понятия до этого не раскрывались.
Так, согласно дополнениям, под регулярностью понимается реализация топлива через биржу «в основные торговые сессии каждого торгового дня соответствующего налогового периода на каждом нефтеперерабатывающем заводе», а под равномерностью — каждодневные (в каждый торговый день) поставки топлива на биржу в запланированных объемах.
Исключением может быть только уход нефтеперерабатывающего завода на ремонт, что подразумевает остановку производства топлива, а также отсутствие поставок до пяти торговых дней. В последнем случае компания все равно должна реализовать за налоговый период весь требуемый объем топлива.
При этом перед каждым налоговым периодом нефтяные компании должны предоставлять бирже сведения о планируемых объемах поставок топлива, а биржа, в свою очередь, должна опубликовать эти данные на своем официальном сайте.
Напомним: ситуация на внутреннем топливном рынке обострилась с начала этого года. Одной из причин этого стало увеличение цены на нефть, вследствие чего нефтяные компании увеличили поставки сырого сырья и продуктов из него за рубеж. В результате, на внутреннем рынке возник дефицит топлива. Тем более что в дополнение к усиленному экспорту нефтеперерабатывающие заводы в принципе сократили производство топлива в прошлом году из-за снижения спроса на фоне коронавирусных ограничений.
Так, в январе этого года в России были зафиксированы минимальные за последние несколько лет запасы топлива. И хотя компаниям уже удалось их нарастить, ситуация на топливном рынке все еще остается сложной.
Из-за того что АЗС должны сдерживать розничные цены на топливо, они не могли их поднять в соответствии с оптовыми ценами, в то время как последние в начале года уверенно шли вверх и к марту даже пробили исторический максимум. В результате, заправочные станции работали с минимальной маржой или вообще с отрицательной доходностью.
Считается, что положение на рынке должен выровнять скорректированный демпфирующий механизм, предусматривающий компенсации нефтяным компаниям за частичный отказ от экспорта нефти и нефтепродуктов. В обновленном виде, предполагающем увеличение таких выплат, он заработал с 1-го мая.