Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на 2 квартал 2021 года

Без водителя-оператора в салоне: тестирование полностью беспилотных автомобилей в России должно начаться в 2021 году

16 марта 2021 г.11:43

Тестирование полностью беспилотных автомобилей начнется в 2021 году

Яндекс

Тестирование полностью беспилотных автомобилей в России планируют начать уже в этом году. Как рассказали в понедельник, 15-го марта, в Министерстве транспорта, вице-премьер Андрей Белоусов утвердил план вывода на дороги общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств вообще без присутствия инженера-испытателя в салоне.

Напомним: на данный момент в некоторых регионах России (их пока 13) уже проводится эксперимент по тестированию беспилотного транспорта на дорогах общего пользования, однако по его условиям в салоне автомобиля на месте водителя обязательно должен находиться оператор, который контролирует движение машины и в экстренном случае может перехватить управление.

В то же время в прошлом году Владимир Путин предложил усовершенствовать эксперимент, включив в него полностью автоматизированные автомобили, что должно способствовать развитию беспилотного транспорта в России. Президент поручил подготовить план по поэтапному выводу таких транспортных средств на дороги.

К составлению такого плана, помимо федеральных министерств и ведомств (Министерство транспорта, МВД, Министерство финансов, Министерство промышленности и торговли, Росстандарт и пр.), были также причастны отраслевые объединения (Ассоциация «Цифровой транспорт и логистика», Российский союз автостраховщиков) и непосредственно представители бизнеса и автопроизводителей в частности («Яндекс», «КамАЗ», «Сбербанк», «Группа ГАЗ» и «Газпром нефть»).

«Комплекс мероприятий предусматривает опытную коммерческую эксплуатацию ВАТС (высокоавтоматизированные транспортные средства – прим.) в отдельных субъектах РФ. Реализация мероприятий позволит в период с 2021-го года по 2024-й год создать необходимые правовые условия для внедрения ВАТС в транспортный комплекс. Обязательным условием является обеспечение безопасности участников дорожного движения и соблюдение установленных норм и правил», — подчеркнули в Министерстве транспорта.

При этом план предусматривает также внесение необходимых изменений в законодательство (которое, например, сейчас в принципе исключает ситуации отсутствия в салоне автомобиля водителя во время движения), разработку правил допуска автоматизированных транспортных средств на дороги и требований к дорожной инфраструктуре, покрытие ключевых магистралей связью не ниже LTE (4G) и пр.

Правки в законы

Один из необходимых законопроектов как раз вчера, 15-го марта, был внесен на рассмотрение Государственной Думы. Он, правда, не содержит непосредственно каких-то четких требований к беспилотному транспорту, условий его допуска на дороги и т.п., а только позволяет не соблюдать законодательство при проведении определенных экспериментов.

«Действие данных требований может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации»», — рефреном звучит в законопроекте.

В частности, такая «оговорка» вносится в статьи законов «О безопасности дорожного движения», «Об ОСАГО», «О техническом осмотре транспортных средств», а также в Устав автомобильного транспорта и тем самым в случае проведения эксперимента дает право вводить иные правила сертификации автомобилей, их диагностики, страхования, управления (отсутствие водителя в салоне) и т.п.

Вместе с тем, что примечательно, помимо развития беспилотного транспорта, экспериментальные правовые режимы реализуются еще по таким направлениям, как дистанционная торговля, телекоммуникация и медицинская деятельность. Поэтому предполагается также расширение телемедицинских технологий, в том числе и для дистанционных осмотров водителей, где на данный момент они могут применяться только как дополнительная мера, но не сами по себе.

Готовы ли разработчики к тестированию полностью беспилотных машин?

Еще в августе 2018-го года компания «Яндекс» запустила в Иннополисе экспериментальный проект беспилотного такси без водителя за рулем. В прошлом году в Арктике прошли испытания беспилотных «КамАЗов». Сообщалось, что грузовики тоже перемещались без водителей (правда, не уточнялось, присутствовали ли операторы-инженеры в салоне автомобиля).

Однако в августе прошлого года в комментариях «Ведомостям» официальный представитель НТИ «Автонет» Ярослав Федосеев отмечал, что, кроме «Яндекса», никто из разработчиков России еще технически не готов к тому, чтобы выезжать на дороги без страхующего водителя. По его словам, им «может потребоваться год или даже больше времени для того, чтобы провести необходимые автономные испытания» и подтвердить, что технология действительно безопасна.