А должен заработать уже с 1 мая: параметры скорректированного демпфирующего механизма согласуют в ближайшее время
14 апреля 2021 г.12:04
flickr.com
Министерство финансов и Министерство энергетики в ближайшее дни представят согласованные параметры корректировки демпфирующего механизма, сообщает ТАСС со ссылкой на заместителя министра финансов Алексея Сазанова. Измененный демпфер в любом случае должен заработать с 1-го мая. Предполагается, что он увеличит компенсационные выплаты нефтяникам.
«На этой неделе окончательно сформулируем [параметры демпфирующего механизма]. Я думаю, в ближайшие пару дней Минэнерго [выйдет] с информацией о согласованной позиции. Просто она еще окончательно не согласована, у нас по-прежнему остаются некоторые разногласия, поэтому не хочется перетягивать одеяло. В частности, [остается нерешенным вопрос] в каком объеме компенсировать НДПИ, этим определяется, на сколько снизится цена отсечения (один из параметров формулы демпфера – прим.)», — заметил Алексей Сазанов.
Напомним: когда в прошлый раз, в июле 2019-го года, корректировали формулу демпфирующего механизма, что тоже увеличило выплаты нефтяникам, для компенсации выпадающих доходов бюджета повысили ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и расширили перечень нефтепродуктов, которые облагаются акцизами.
Вместе с тем заместитель министра финансов подчеркнул, что скорректированный демпфер, как это и планировалось ранее, фактически начнет работать с 1-го мая. «Мы успеваем. Он будет распространяться задним числом с 1-го мая. Мы сейчас актуализируем текст законопроекта вместе с Минэнерго. Он будет распространяться на правоотношения с 1-го мая, поэтому де-факто он будет применяться с 1-го мая», — пояснил Алексей Сазанов.
Демпфирующий механизм был разработан после топливного кризиса 2018-го года для сохранения баланса между внутренним и внешним рынками нефтепродуктов и тем самым для предотвращения роста цен на топливо. По сути, при высоких ценах на нефть он предусматривает выплаты нефтяникам в качестве компенсации за частичный отказ от экспорта, однако при низких ценах, наоборот, означает, что выплаты в бюджет делают нефтяники.
Необходимость корректировки демпфера в очередной раз возникла после того, как в прошлом году он как раз таки сработал в отрицательную для нефтяных компаний сторону (в марте они впервые за год получили компенсации из бюджета), а с начала этого года на фоне роста цен на нефть начали резко расти биржевые цены на бензин, в то время как сдерживаемые розничные цены отставали от этих темпов и АЗС продавали топливо себе в убыток.
В формуле механизма главным образом должны изменить внутреннюю условную цену, которая на данный момент никак не зависит от динамики рынка: она устанавливается на законодательном уровне и каждый год увеличивается на 5%. В то время как по итогам прошлого года розничные цены на бензин выросли в среднем только на 2%.
Предполагалось, что темпы изменения внутренней условной цены привяжут как раз таки к темпам роста розничных цен.
При расчете суммы компенсаций из экспортной цены отнимают внутреннюю условную цену, а затем разницу умножают на произведенный объем топлива и специальный коэффициент. Таким образом, ее уменьшение на уровень розничных цен должно увеличить выплаты нефтяникам.
При этом в этом году собираются изменить только расчет выплат по бензину. По дизельному топливу скорректированный демпфер заработает лишь в следующем году. По приблизительным подсчетам, в 2021-м году изменение формулы механизма повлечет дополнительные расходы из бюджета в размере порядка 40 млрд. рублей, а в 2022-м году — 90 млрд. рублей.