Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу до конца 2021 года

Демпфирующий механизм по дизельному топливу скорректируют только в 2022 году

17 марта 2021 г.11:54

Демпфер по дизельному топливу скорректируют только в 2022 году

pxhere.com

С 1-го мая этого года формулу демпфирующего механизма скорректируют только для бензина, сообщил ТАСС источник в отрасли. Расчет для дизельного топлива изменят лишь в следующем году.

Напомним: на прошлой неделе в Правительстве после неоднократных просьб нефтяных компаний все-таки согласились скорректировать формулу демпфирующего механизма, чтобы предотвратить рост розничных цен на АЗС на фоне повышения оптовой цены.

С начала года бензин АИ-92 на бирже подорожал на 12,33%, в то время как в рознице — в среднем лишь на 2,4%. Такой дисбаланс сложился из-за того, что владельцы АЗС вынуждены удерживать рост цен в пределах инфляции, а потому не могут поднимать их в соответствии с оптовыми ценами. Оптовые же цены пошли вверх на фоне увеличения стоимости нефти.

Как ожидается, корректировка формулы демпфирующего механизма должна исправить эту ситуацию. Сейчас расчет в ней (а на ее основе рассчитывается сумма компенсаций нефтяникам, поставляющим топливо на внутренний рынок) привязан к т.н. внутренней условной цене, которая, в свою очередь, никак не зависит от динамики рынка, а устанавливается на законодательном уровне и ежегодно индексируется на 5%.

Таким образом, в 2021-м году темпы индексации внутренней условной цены оказались выше темпов изменения розничных цен (на АИ-92 по итогам прошлого года они выросли на 2,1%).

В скорректированной формуле внутреннюю условную цену на бензин вернут к значению 2020-го года (снизят с 56,3 тыс. до 53,6 тыс. рублей за тонну), а со следующего года привяжут к фактическому росту розничных цен. Это должно снизить реальные оптовые цены и тем самым обеспечить маржу для розничного бизнеса, который на данный момент работает на грани доходности.

Правда, в обновленном виде демпфер начнет действовать не раньше 1-го мая и не будет применяться задним числом. То есть будет распространяться только на отношения после 1-го мая и не будет пересматривать сумму выплат нефтяникам за предыдущие месяцы.

При этом, как выяснилось, формулу механизма на дизельное топливо пока оставят в прежнем виде. Ее скорректируют только если со следующего года.

Вместе с тем на сегодняшних торгах на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже стоимость дизельного топлива тоже пошла резко вверх. На данный момент она составляет 49 310 рублей за тонну, что на 2% больше, чем на торгах 16-го марта, и является максимальным за текущий год значением.

Впрочем, темпы роста биржевых цен на дизельное топливо действительно пока ниже, нежели на бензин: с середины февраля они выросли на 2,8%.