С 1 февраля тариф «Платона» проиндексировали на 9,5%. Как это отразится на стоимости грузоперевозок?
3 февраля 2025 г.11:56
![Как повышение тарифа «Платон» отразится на стоимости грузоперевозок? Как повышение тарифа «Платон» отразится на стоимости грузоперевозок?](/_next/image?url=https%3A%2F%2Fapi.trans.ru%2Fstorage%2Fnews%2Foriginal%2Fef31400411332f02e64a3f1815c3cf17.jpg&w=3840&q=100)
platon.ru
С 1-го февраля 2025-го года тариф в системе «Платон» в рамках ежегодной индексации увеличили на 9,5% — с 3,05 до 3,34 рубля за километр. Представители рынка отмечают, что это не должно каким-то значительным образом повлиять на себестоимость грузовых перевозок, однако на фоне общих издержек перевозчиков и с учетом тех решений, которые сейчас анонсируются относительно системы (распространение на региональные дороги, отмена понижающего коэффициента, четырехкратный рост штрафов), существует риск, что все больше небольших компаний с ростом затрат будут выходить из бизнеса.
Итак, с 1-го февраля 2025-го года владельцы грузовых автомобилей от 12 тонн должны платить 3,34 рубля за каждый километр пути по федеральным трассам, что на 9,5% больше, чем до недавнего времени. Такой тариф будет действовать до 1-го февраля 2026-го года, после чего его снова проиндексируют.
В принципе, представители рынка отмечают, что такая индексация, тем более что она была ожидаемой (срок ее ежегодного проведения еще несколько лет назад установили на 1-е февраля), не должна серьезно отразиться на цене автомобильной доставки товаров.
«Рост тарифа в 2025-м году на 9,5% увеличивает себестоимость грузоперевозки на 1-1,5%. В сравнении с повышением утилизационного сбора такой рост не выглядит критическим», — говорит директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуард Миронов.
«Повышение тарифа по системе «Платон» в феврале — это уже устоявшийся факт, и процент его увеличения на уровень инфляции всем игрокам рынка известен. Такая прогнозируемость позволяет при формировании бюджетов учитывать эти дополнительные затраты в себестоимости», — добавляет он.
Однако в то же самое время сейчас относительно системы «Платон» готовится сразу несколько законодательных изменений, которые, в отличие от ежегодной индексации, способны значительно повлиять на рынок.
Так, на данный момент на рассмотрении Государственной Думы находится законопроект, который в четыре раза — с 5 тыс. до 20 тыс. рублей — увеличивает штрафы за неоплаченный проезд грузовиков. Причем недавно стало известно, что соответствующий комитет нижней палаты парламента рекомендовал принять его в первом чтении. Плюс, инициатива в принципе принадлежит Правительству РФ, что кратно увеличивает вероятность ее окончательного одобрения.
Одновременно в Министерстве транспорта анонсировали скорое (правда, поэтапное) исключение понижающего коэффициента из формулы расчета тарифа в системе «Платон». Если сейчас он составляет 0,51, то с 1-го февраля следующего года его планируют увеличить до 0,75, а с 1-го февраля 2028-го года — полностью убрать.
Таким образом, уже через три года стоимость проезда по федеральным трассам для грузовиков от 12 тонн с учетом индексации рискует вырасти более чем в два раза по сравнению с действующими расценками.
Кроме того, до конца года должно быть принято решение по распространению системы «Платон» на региональные дороги. Каким именно образом это будет реализовано, пока не очень понятно. С одной стороны, со слов министра транспорта Романа Старовойта можно предположить, что платный проезд введут не на всех дорогах регионального значения, а только на тех, которые входят в опорную сеть, однако с другой — как раз таки по опорной сети и осуществляется основная доля грузовых перевозок.
«Текущая ситуация дисбаланса между ценой на грузоперевозку и ее себестоимостью приводит к тому, что любые дополнительные затраты владельцев транспорта могут привести к сдаче машины в лизинговую компанию и уходу перевозчика с рынка. Безусловно, повышение только ставки «Платон» не будет иметь решающего значения. Но в случае отмены понижающего коэффициента при расчете тарифа, введения системы взимания платы на региональных трассах вкупе с ростом других затрат все больше перевозчиков будут выходить из этого бизнеса», — полагает Эдуард Миронов.
Одновременно он обращает внимание на проблемы с привлечением перевозчиков к административной ответственности за якобы неоплаченный проезд в рамках системы «Платон», которые наблюдаются в последнее время.
«В последнее время добросовестные перевозчики начали сталкиваться с ситуацией, когда на счете «Платон» есть деньги, на бортовом устройстве в машине все огоньки горят, но вместо списания суммы за проезд появляется штраф, оспорить который бывает крайне сложно», — рассказывает директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России.
«Поэтому повышение штрафа без прозрачного процесса его реального оспаривания по причине отказа оборудования крайне негативно скажется на рынке грузоперевозок», — заключает Эдуард Миронов.