В «Росгранстрое» уверяют, что на портале ГИС ЭПД действуют три степени защиты электронной очереди от ботов
16 сентября 2025 г.12:34

Пресс-служба ФГКУ «Росгранстрой»
Как рассказали в пресс-службе «Росгранстроя», на данный момент на портале Государственной информационной системы электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД) действуют три степени защиты, которые должны исключить активность ботов при бронировании электронной очереди в пунктах пропуска через границу. Одновременно вступили в силу изменения в законодательство, ужесточающие контроль за пользователями системы. Ожидается, что это должно существенно облегчить доступ к электронной очереди в МАПП «Забайкальск», где до недавнего времени перевозчики из-за засилья ботов в принципе не могли самостоятельно взять себе слот на пересечение границы.
Напомним: система электронной очереди для грузовых автомобилей на данный момент действует в четырех пунктах пропуска — в МАПП «Забайкальск» на границе с Китаем, в МАПП «Бугристое» на границе с Казахстаном, в МАПП «Чернышевское» на границе с Литвой и в МАПП «Тагиркент-Казмаляр» на границе с Азербайджаном (с 1-го октября систему также должны запустить в МАПП «Верхний Ларс» на границе с Грузией).
Однако, как отмечают перевозчики, основные проблемы все это время (а система начала действовать с 1-го сентября 2023-го года) наблюдались только в МАПП «Забайкальск», который, по сути, является главным направлением в прямых автомобильных перевозках между Россией и КНР.
Так, в частности, ситуация усугубилась до того, что самостоятельно сделать себе бронь в системе стало практически невозможно, поскольку свободные слоты, сразу же после того как они открывались, расхватывались ботами.
В итоге, перевозчикам, чтобы обеспечить себе въезд в Китай через МАПП «Забайкальск» (а электронная очередь является обязательной для грузовых автомобилей), приходилось обращаться к посредникам: либо перекупать слот, либо самим использовать программы-боты.
Причем за один такой слот приходилось платить от 15 тыс. до 30 тыс. рублей, в то время как система электронной очереди преподносится как бесплатная.
Однако на государственном уровне проблемой заинтересовались лишь летом этого года. Правда, стоит признать, активные шаги для ее решения действительно начались.
Например, были приняты изменения в законодательство, которые должны ужесточить контроль за пользователями системы. Кроме того, из системы исключили перевозчиков, не имеющих международного допуска, и подозрительные аккаунты.
При этом принятые изменения в законодательство частично вступили в силу с 1-го сентября текущего года. Они, в частности, предусматривают временную блокировку (на 30 или на 90 календарных дней) за использование ботов, за проезд к пограничному переходу в обход пункта контроля системы электронной очереди и за оставление транспортного средства на дороге после прохождения поста контроля.
Одновременно в «Росгранстрое» уверяют, что значительно усилена и защита системы.
Она якобы имеет три степени: первая — внешняя, которая выявляет автоматическую активность со стороны недобросовестных пользователей, вторая — модуль для различения компьютеров и людей и третья — та, что позволяет проводить поведенческий анализ активности пользователей и выявлять отклонение от стандартного поведения.
Вместе с тем представители логистического рынка отмечают, что, хотя принятые изменения действительно могут повысить прозрачность в системе электронной очереди, для кардинального улучшения ситуации еще требуется время.