Литовские фуры пока не пересекают границу с Беларусью

20 ноября 2025 г.15:45

Литовские фуры пока не пересекают границу с Беларусью

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь

Как рассказали представители логистической отрасли, литовские грузовики пока не пересекают границу в открывшихся переходах ни в одном из направлений — ни на въезд в Беларусь, ни на выезд из нее. По информации источников на рынке, обе стороны — и литовская, и белорусская — пока задерживают пропуск фур. Эксперты считают, что литовские власти опасаются, что в результате на территории Беларуси будет задержана еще одна партия транспортных средств, а белорусские власти видят в этом риск, что Литва на самом деле открыла границу временно — только для того, чтобы вернуть грузовики своих перевозчиков. Таким образом, ситуация на границе Беларуси и Литвы остается напряженной, а потому по-прежнему перевозки на европейском направлении осуществляются через Польшу и Латвию.

Напомним: вчера, 19-го ноября, Правительство Литвы приняло решение о досрочном открытии границы с Беларусью и уже с 01.00 20-го ноября движение транспортных средств через пункты пропуска «Бенякони/Шальчининкай» и «Каменный Лог/Мядининкай» действительно возобновилось.

Свое решение в Правительстве Литвы объяснили стабилизацией ситуации на границе с Беларусью. По данным Комиссии по национальной безопасности балтийской республики, после 1-го ноября фиксировалось совсем незначительное количество метеорологических зондов (причем они даже не пересекали границу) и не было задержано ни одного нелегального мигранта.

Однако не менее решающим фактором, считают эксперты, стало задержание транспортных средств литовских перевозчиков на территории РБ.

Поскольку на самом деле Литва без какого-либо предупреждения приостановила работу пунктов пропуска еще вечером 26-го октября, то есть за три дня до официального решения, на территории Беларуси остались граждане Литвы, в том числе и автомобильные перевозчики.

На первом этапе белорусские власти запретили литовским грузовикам выезжать через границу с Польшей или Латвией, а с 10-го ноября в принципе приостановили их выпуск, обязав водителей переместить свои транспортные средства на платные охраняемые стоянки в приграничной зоне.

В результате, литовские перевозчики столкнулись с существенными материальными издержками: каждый день на охраняемой стоянке обходится им в 120 евро и еще примерно в 200 евро в сутки они оценивают простой одного грузовика.

Как следствие, они тоже начали давить на свое Правительство с тем, чтобы оно открыло границу с Беларусью раньше срока, установленного на 1-е декабря.

Однако на данный момент, как рассказали источники на логистическом рынке, грузовые транспортные средства с литовской регистрацией так и не пересекают открывшуюся границу, причем их пропуск задерживают с двух сторон. Так, литовские службы не оформляют литовские грузовики на въезд в РБ, а белорусские службы не дают «отмашку» на выпуск фур с охраняемых стоянок.

Эксперты считают, что сложившаяся ситуация показывает недоверие двух сторон друг к другу. В Литве опасаются, что в результате на территории Беларуси будет задержана еще одна партия фур, а в Беларуси такой шаг трактуют как риск, что в ближайшее время граница снова будет закрыта и что Правительство Литвы в принципе пошло на хитрость, возобновив работу пунктов пропуска временно — лишь для того, чтобы вернуть грузовики своих перевозчиков.

О том, что риск нового одностороннего закрытия границы Вильнюсом сохраняется, сегодня, в частности, заявили и в МИД Беларуси.

Ведомство призывает литовскую сторону провести совместные консультации «на уровне министерств иностранных дел двух стран для выработки устойчивого решения по вопросу функционирования пунктов пропуска на белорусско-литовской границе и предотвращения подобных ситуаций в будущем».

Таким образом, грузовые перевозки на европейском направлении по-прежнему выполняются через Латвию или Польшу. Тем более что в начале этой недели Польша возобновила работу еще двух переходов на границе с Беларусью — «Кузница Белостоцкая/Брузги» и «Бобровники/Берестовица».

Вместе с тем грузовики из других стран (Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан и пр.) могут сейчас пересекать границу Беларуси с Литвой в обоих направлениях.