Улучшилась ли ситуация с электронной очередью в МАПП «Забайкальск»?
5 сентября 2025 г.12:00

Пресс-служба ФГКУ «Росгранстрой»
С 1-го сентября в России вступили в силу поправки в законодательство, которые должны исключить ситуацию, когда функционирующую в пунктах пропуска электронную очередь массово бронируют с помощью ботов с тем, чтобы потом перепродать перевозчикам слоты, в то время как сама по себе система является бесплатной. И хотя с момента запуска изменений прошло совсем ничего, мы все-таки решили узнать, ощущается ли уже сейчас улучшение ситуации, особенно в самом проблемном пункте пропуска — в МАПП «Забайкальск» на границе с Китаем, где перевозчики еще недавно в принципе не могли самостоятельно забронировать себе слот. Тем более что в Министерстве транспорта еще до вступления в силу нового закона отчитывались о предпринимаемых шагах.
Как рассказывали еще несколько месяцев назад представители логистического рынка, ситуация с электронной очередью для грузовиков в МАПП «Забайкальск» усугубилась до того, что перевозчики могли получить слот на пересечение границы только с помощью посредников, чьи услуги за одну бронь оценивались в сумму от 15 тыс. до 30 тыс. рублей.
Все потому, что с помощью специальных программ слоты в системе расхватывались буквально за считанные секунды — сразу же после того, как они открывались.
В итоге, перевозчикам приходилось либо обращаться за услугами разработчиков таких вот ботов, либо выкупать уже забронированный слот.
Вклиниться в это пространство ботов и самому зарезервировать себе дату и время пересечения границы было практически нереально.
Однако с 1-го сентября вступили в силу изменения в законодательство, которые предусматривают возможную блокировку в электронной очереди, в том числе за использование программ-ботов для бронирования слотов. За последнее, например, перевозчика могут отстранить от системы на 30 календарных дней.
То есть: в течение 30 дней он не сможет занять электронную очередь, а значит, и пересекать границу в тех пунктах пропуска, где действует система.
Временная блокировка, кроме того, предусмотрена и за другие нарушения: неприбытие транспортного средства к пункту контроля в назначенное время, оставление транспортного средства на подъезде к границе после прохождения контроля.
Причем впоследствии перечень оснований для блокировки будет расширяться. Перевозчика, в частности, смогут временно отстранить от электронной очереди за неоднократное неисполнение заявок, за отмену нескольких заявок подряд и пр.
«Контроль за соблюдением данного закона окажет существенное влияние на прозрачность бронирования электронной очереди, и порядочные перевозчики смогут минимизировать свои затраты по поиску временных слотов», — считает директор по международным транспортным операциям FM Logistic в России Ярослав Белоусов.
Однако вместе с тем он подчеркивает, что на данный момент закон только начал работать, а потому «потребуется время для кардинального улучшения ситуации».
Правда, по словам представителя рынка, возможности для самостоятельного бронирования электронной очереди в МАПП «Забайкальск» сейчас все-таки есть.
«Многие транспортные компании ищут слоты в ночное время. В то же время автоперевозчики, внедрившие систему четкого планирования, бронируют слоты за две недели и не испытывают трудностей при прохождении границы», — поясняет Ярослав Белоусов.
Стоит также отметить, что еще до вступления в силу законодательных поправок в Министерстве транспорта РФ отчитались о том, что почистили систему.
Так, например, в ГИС ЭПД, на базе которой и функционирует электронная очередь, ввели ограничения в отношении 600 подозрительных личных кабинетов. Плюс, из системы в принципе исключили тех, кто не имеет допуска к международным перевозкам.
Кроме того, недавно генеральный прокурор России Игорь Краснов, выступая в ходе Восточного экономического форума (ВЭФ) во Владивостоке, заявил, что ведомством была вскрыта одна из схем продажи мест в электронной очереди в МАПП «Забайкальск» (слот, по его словам, стоит 20 тыс. рублей).
«Совместно с органами безопасности и таможни нелегальная схема пресечена. Сейчас по нашему предложению в действующий порядок вносятся изменения, которые исключат возможность постановки в электронную очередь лиц, не являющихся перевозчиками», — заверил генеральный прокурор.